Ребенку исполнился 1. Развиваем ребенка в годик

Первый месяц ребенка пролетает незаметно. Ребенок в 1 месяц уже понимает вас, ему нравится общаться с близкими и родными. Сейчас вас тревожит огромное количество вопросов, как играть с малышом, что он умеет, какой у него должен быть режим дня.

Что умеет ребенок 1 месяц

Первый месяц малыша был самым непонятным. Вы не знали, что с ним делать. Малыш до месяца очень мал и практически ничего не умеет. Он только кушает, плачет, какает и писает.

Когда малышу исполняется 1 месяц, он уже осознанно улыбается. Он реагирует на вашу улыбку, на ваш голос, на ваши прикосновения. Раньше он улыбался непроизвольно, а теперь эта улыбка предназначена именно вам.

Малыш активно двигает ручками и ножками. Если вы с ним разговариваете – он может вам отвечать. Он уже совсем взрослый и может различать цвета, видеть линии.

Если вы издадите какой-то звук – малыш повернется на него. Он хорошо слышит звуки и пытается найти из источник. Ребенок 1 месяц начинает гулить. Как чудесно слышать эти звуки! Если вы будете активно разговаривать со своим малышом в то время, когда он болтает по-лялечьи, вы очень рано услышите слово «мама». На несколько секунд ваш малыш уже умеет удерживать головку, несколько минут может держать в поле зрения ваше лицо или игрушку.

Ребенок к концу 1 месяца уже может тянуться к маме ручками, выгибать спинку, поднимать головку и поднимать попку, как бы пытаясь поползти. Выкладывайте ребенка почаще на живот. Это поможет предотвратить колики и пупочную грыжу, а так же, поможет малышу тренировать его ручки, ножки и спину. К концу 1 месяца, вы уже будете видеть, как радостно малыш воспринимает, как с ним играют и разговаривают.

Когда ребенок переступает порог в 1 месяц, он уже рассказывает окружающим о том, какое у него настроение. Если ему что-то не нравится – он плачет. Если нравится – улыбается.

Ребенок 1 месяц – что ему необходимо?

В этом возрасте ребенку не нужны ни дорогие игрушки, ни дорогая одежда. Всё, что нужно малышу – это внимание, забота и постоянное ваше присутствие. Он должен чувствовать вашу любовь, быть уверенным в том, что он под надежной защитой. Если он рядом с вами и слышит стук вашего сердца – он уверен, что все в порядке, ведь это такой знакомый стук, который он слушал все 9 месяцев своего безмятежного обитания в животике. Кормите своего ребеночка грудью, соблюдая , чтобы малыш не был тревожным и у него не болел животик.

Сколько ест ребенок 1 месяц

Сколько спит ребенок 1 месяц

В возрасте 1 месяца ребенок спит 17-19 часов в сутки. Ночной сон длится восемь с половиной часов. Теперь он просыпается 2-3 раза на кормление, а в целом, ночь спит спокойно. Днем малыш спит 3-4 раза.

Распорядок дня, режим - ребенок 1 месяц

Если вы хотите всё успевать по дому – придется приучить малыша к примерному режиму. Все дети разные, но есть универсальные советы, которые помогут вам в определении режима дня ребенка 1 месяц. Зачем вообще нужен режим? Всё очень просто. У каждого человека есть биологические часы. И каждый знает, в какое время что нужно делать. Если ваш малыш привыкнет, что в 10 часов прогулка, в 11 кормление и спать – проблем не будет. А если малыш сам не знает, что от него хотят – он и будет постоянно капризничать.

А вот вам подробная статья про , очень надеемся, что она поможет вам приучить малыша к распорядку, тогда будет легче и ему и вам.

В 6-00 просыпаемся на первое кормление, бодрствуем час, затем снова спать (перед сном можете дать грудь)

В 9-30 – второе кормление. Перед кормлением положите малыша на животик примерно на 5 минут, сделайте все гигиенические процедуры, потом кормите. Перед сном можно сделать массаж.

11-00 сон. Опять же, перед сном дайте малышу грудь. В это время хорошо погулять с коляской, пусть малыш поспит на свежем воздухе!

13-00 кормление.

14-00 – сон.

В 16-30 кормим ребенка 1 месяц 4 раз

В 17-30 усыпляем

В 19-30 малыш просыпается. В это время вы можете сходить с ним поплавать.

В 20-00 пятое кормление, а в 21-00 усыпляем малыша.

До 23-30 ребенок будет спать, потом проснется один раз на кормление, и всё, до 6 утра он не потревожит ваш сон, если у вас молоко достаточно сытное, и его не тревожат колики.

Если ребенок на грудном вскармливании – кормить по требованию. Не вздумайте по 3 часа морить малыша голодом только потому, что литература советских времен так пишет. От таких редких кормлений может начаться , который при несвоевременном или неправильном лечении превратится в . Тогда ребенка вообще от груди отлучиться придется. Если кормление отнимает у вас слишком много времени - постарайтесь пересмотреть свой рацион питания. Возможно, что малыш не наедается.

Ребенок 1 месяц – как его развивать, как с ним заниматься

Сейчас ваш малыш уже намного меньше спит, чем в первый месяц жизни. Во время бодрствования постоянно разговаривайте с ним, как будто он уже совсем взрослый и все понимает. Если вы вместе пошли на кухню заваривать чай – обязательно расскажите взрослому человечку, что это заварник, а это настоящий индийский чай. Если малышу постоянно уделять внимание – он не будет капризным.

После 3 недели жизни ребенка, начинают развиваться условные рефлексы. Теперь пришло время воспитывать вашего ребенка. Нет, я не шучу! Малыш начинает приспосабливаться к миру, который его окружает. Если он очень громко кричит и только тогда мамочка к нему приходит – теперь он всегда будет вас звать именно так. А если он только закряхтел и вы сразу подошли к нему, улыбнулись и взяли на руки, малыш начинает понимать, что мамочка всегда рядом и не нужно кричать, когда хочешь с ней пообщаться. Хоть ребенку всего 1 месяц, но он уже многое понимает. Он понимает ваше настроение, отношение к нему, готовы ли вы дать ему то, что необходимо в данный момент.

Сейчас зрение ребенка только начинает формироваться, но он очень внимательно смотрит на лица, склоняющиеся над ним, слушает, что ему говорят. Обратите внимание – малыш начинает вас копировать. Вашу мимику, жесты. Если вы улыбаетесь – его лицо тоже расплывается в улыбке, нахмурьте брови – улыбка с лица малыша пропадет. Если показать малышу язык – он будет пытаться повторить за вами. Если начать хлопать в ладоши – малыш тоже начнет играть со своими ручками.

В конце 1 месяца жизни ребенка, начинается активная речевая деятельность. Если вы много разговаривали со своим ребенком – он уже практически полноценный собеседник. На любой ваш вопрос он даст ответ со всеми эмоциональными составляющими. Сейчас он уже умеет фыркать, радостно визжать. Вместе с самыми трогательными звуками, ребенок 1 месяц шевелит ручками и ножками, активно двигается. Это всё так прекрасно! Ребенок в 1 месяц ещё слишком мал, чтобы делать все это осознанно, но вы, как родители должны всячески поощрять малыша к дальнейшему развитию. Если ребенок поймет, что вам интересно, что он делает, что вам приносит удовольствие наблюдать за его успехами – он обязательно постарается, чтобы вас порадовать.

9 месяцев вы были единым целым – ваш малыш чувствует вас. Если у вас плохое настроение, вы раздражены – малыш тоже протестует. Если у вас появились , обязательно решите их если не самостоятельно, то при помощи специалистов. Иногда бывает, что у ребенка 1 месяца жизни болит животик – он плачет. Возможно, не спит даже ночью, занимает всё ваше время. Вы должны вытерпеть это с полным спокойствием. Если вы начнете раздражаться – малыш будет протестовать еще больше.

Нормальное развитие ребенка 1 месяца жизни

Самое главное, чтобы мама была рядом. В период грудного вскармливания – носите ребенка на руках. Не бойтесь, что вы его избалуете! Кормите малыша грудью как только он этого захочет. Если вы с ним разговариваете, играете, а он всё-равно плачет – дайте грудь.

Если вы будете быстро откликаться на зов малыша – он вырастет уверенным в себе, ведь с его мнением считаются! Он позвал – к нему пришли, он попросил кушать – ему дали. Как говорил Лев Толстой, «до пяти лет – вся жизнь, после пяти –один шаг». До пяти лет мы должны вложить своим детям всё, что мы хотим реализовать в будущем. Сейчас малыш как губка впитывает каждое словечко, каждое ваше движение оставляет отпечаток в его сознании. Малыш не будет терроризировать вас постоянными криками, если вы ВСЕГДА будете уделять ему внимание по первому требованию.

Бодрствует малыш очень мало, поэтому у вас полно времени, чтобы делать дела по дому. А во время бодрствования, нужно, чтобы малыш не просто лежал, а занимался полезным делом, чтобы вырасти умным и крепким.

Распределите время бодрствования таким образом, чтобы в ежедневный распорядок дня малыша входил массаж, купание, ползанье (далее объясню), обязательно разговаривать с малышом, носить его на руках и показывать, что у вас есть в доме.

Обязательно слушайте музыку, можете даже потанцевать. Малышу лучше слушать классику, а не современную попсу (ее можете послушать в плеере, когда малыш спит). Классическая музыка, может развить феноменальные способности у детей, нормализовать физиологические процессы. Пусть ребенок 1 месяц слушает Вивальди, Моцарта, Гайдна и других великих композиторов. Не нужно сильно переутомлять малыша музыкой. Она должна звучать негромко. Примерно 10 минут вы должны вместе слушать звуки классической музыки. Потом можете включить просто релаксационный диск. Но имейте ввиду, что малыш может уставать от музыки. Кто-то относится спокойно, а кто-то через некоторое время начинает капризничать.

Пока ещё ребенок не научился внимательно вас слушать. Его слух не фокусируется, но для того, чтобы слух развивался, должна присутствовать обращенная речь. Не нужно постоянно усю-сюкать, разговаривайте с малышом нормально, как со взрослым. Спокойным нежным голосом.

Игры и занятия с ребенком, которому исполнился 1 месяц

Купание малыша можно превратить в увлекательнейшую игру. Разговаривайте с малышом, объясните, что сейчас будете купаться, и потихонечку опустите его в воду. Сначала ножки, потом всё тельце. Главное – на напугать младенца. Прежде, проверьте, чтобы вода была 37 градусов.

Если у вас есть плотик для купания – можете взять за край и покатать ребенка вперед назад. Когда подплывете к краю ванны – подставьте ножки малыша к бортику. Он должен оттолкнуться – это его рефлекс. Если он не поймет, чего вы от него хотите – подставьте ладошку к ножкам малыша, чтобы он отпружинил. Когда он оттолкнется от бора ванны и проплывет на спинке или животике некоторое пространство – он будет счастлив! Его восторгу не будет предела! Если плотика нет – придерживайте головку и спинку ребенка и так же прокатите его по поверхности воды.

Если принимать ванну вы будете вместе с малышом – страхов перед водой будет меньше. Главное, перед принятием ванны хорошо помыться с мылом. Можно скатывать малыша с коленей как с горки – ему это очень понравится.

Теперь походите по ванне. Возьмите малыша под мышки, ножки поставьте на дно, а туловище чуть наклоните в перед. У ребенка 1 месяц есть рефлекс – он начнет шагать. После прогулки по дну – поплавайте на спине, покачайте малыша из стороны в сторону на руках – это прекрасно развивает вестибулярный аппарат ребенка 1 месяц, а в будущем предотвратит проблему укачивания в транспорте.

Ребенок 1 месяц – развиваем слух и зрение

Когда малыш лежит в кроватке – поиграйте с ним. На вытянутой руке, на расстоянии около 70 сантиметров от лица малыша, поместите яркую игрушку. Подождите, когда малыш зафиксирует на ней взгляд, затем, каждые две секунды перемещайте игрушку на 5 сантиметров влево, через 2 секунды – на 5 сантиметров вправо. Затем, приближайте на 30 сантиметров, отдаляйте, перемещайте игрушку вправо-влево, вверх-вниз с амплитудой 5 сантиметров. Следующее занятие проведите с негромкой погремушкой. Такие занятия стоит проводить 2 раза в день. Один раз с яркой игрушкой, а второй – с погремушкой. Длительность занятий с ребенком 1 месяц – 2 минуты.

Итак, вашему малышу исполнилось 12 месяцев, пора подводить итоги…

Физическое и психическое развитие

В двенадцать месяцев вес ребенка должен быть 10-10,6 кг, его рост - около 76-77 см.

Не нужно беспокоиться, если показатели роста и веса вашего малыша отличаются от вышеприведенных. Потому, что все дети разные и в первую очередь родители должны посмотреть на себя, бабушек и дедушек и других родственников. Дело в том, что в ребенке заложены все конституционные особенности. Спросите у бабушки или дедушки, какими вы были в этом возрасте, сколько было зубов, умели ли вы говорить.

Количество молочных зубов у детей, которым исполнился годик, тоже может быть разное.

Существует формула, с помощью которой можно посчитать, сколько молочных зубчиков должно быть у ребенка в определенном возрасте. Эта формула очень проста: количество молочных зубчиков должно быть на 4 меньше, чем возраст ребенка в месяцах. Т.е. к одному годику (12 месяцев) у малыша должно быть 8 зубчиков. Это 4 верхних зубчика и 4 нижних. С помощью данной формулы и включительно до двух лет (24 месяца), родители могут определять количество зубов, которое должны быть у малыша. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии и формула показывает только ориентировочное число.

Каждые три из пяти малышей в возрасте двенадцати месяцев начинают ходить. Но, если ребенок начал недавно уверенно стоять, пойти он может позже - даже в полтора года. Еще позднее начинают ходить дети с лишним весом и так называемые «лимфатики», которые за темпераментом очень спокойные, неторопливые и рассудительные. Если дочка или сын к этому времени не сделали ни одного самостоятельного шага, не нужно беспокоиться - со временем они догонят своих сверстников. Но если ребенок в год не ходит и, даже не сидит, причину этому нужно обязательно искать вместе с врачом.

Малыш крепко стоит на ножках, но ходит еще неуверенно. Он широко расставляет ножки, идет, шатаясь из стороны в сторону, иногда садится на попу. Но его заинтересованность и настойчивость берут свое, и с каждой новой попыткой ребенок улучшает свои результаты. Не обойдутся первые шаги и без падений и «шишек» на лбу. Если малыш падает, не нужно его постоянно жалеть, тем самым распускать «нюни» и воспитывать плакуна и не уверенного в себе человека. Лучше сделать вид, что ничего не случилось и заинтересовать, отвлечь ребенка чем-нибудь интересным (игрушкой, книжкой и т.д.). Нужно хвалить малыша и вызывать у него желание ходить, можно даже слегка заставлять, если он от этого отказывается! Бывает, что малыш начинает ходить и разговаривать одновременно. В этом случаи он концентрируется определенно на одном, к примеру, на развитии речи, тогда навыки ходьбы будут развиваться немного медленнее.

В возрасте 12 месяцев малыши проявляют желание кушать самостоятельно. Поэтому, не удивляйтесь, если ребенок совсем не хочет есть еду, которую вы ему предложили. Но стоит малышу дать ложку, как тарелка сразу же становиться пустой.

Двигательная активность ребенка чрезвычайно велика, особенно, когда он . Ребенок настойчиво ходит по всем комнатам, так что, вам бывает сложно за ним поспеть. Именно поэтому ребенок мало набирает в весе – вся энергия выходит в движении. Если у вас есть желание избавиться лишнего веса – берите пример со своего чада.

С каждым днем ребенок все больше узнает окружающий мир, различает вкусы и запахи. Благодаря этому у малыша появляются любимые блюда, запахи, игрушки, а также симпатии и антипатии к некоторым людям. Ребенок любит общение, компанию, он с удовольствием играется вместе с мамой и папой - складывает игрушки, катит мячик, «читает» книжки и с удовольствием дублирует действия других.

Словарный запас остается то же или же незначительно увеличивается. Но пассивный словарик у ребенка постоянно дополняется.

Малыш с легкостью покажет каждого члена семьи, если назвать его по имени, покажет на определенный предмет (например, телевизор, стол, окно и т. д.), покажет действия, которые вы ему предложите (как умывается, ложиться спать, машет ручкой «пока-пока»и т.д.). «Активная»речь может появиться несколько позже.

Благодаря ежедневным играм, ребенок познает окружающий мир. Если ваша дочка играется машинками, а сыну больше нравятся куклы – не нужно их ругать. Ведь игрушки не разделяются на «только для мальчиков»или «только для девочек»для маленьких деток это просто игрушки.

Самой интересной игрой для ребенка, которому исполнился один год, становиться имитация звуков и поведения животных, малыш с радостью повторяет ваши действия и движения. Пришло время приобрести игрушечную посуду, стиральную машину, телефон и т.д.

Если вы хотите, чтобы малыш знал буквы и цифры, сделайте ему карточки с буквами на обычных листах бумаги формата А4. При изготовлении таких карточек желательно придерживаться некоторых правил:

  • наносите буквы на белый лист бумаги;
  • буквы должны быть четкими, прописными, без узорчиков и без лишних (отвлекающих) деталей;
  • изображайте предмет на карточке четко;
  • пользуйтесь всегда одним цветом и рисуйте на карточке один объект;
  • знакомить малыша с алфавитом лучше начинать с гласных букв (А, О, У), потому что они легче всего воспринимаются и произносятся, а в последствии и читаются.

Если вы заинтересованы в том, что бы ваш ребенок начал читать, как можно раньше сделайте ему карточки с изображением предметов и четкой подписью внизу.

Несмотря на совсем юный возраст вашего малыша, вы можете предложить ему для исследования и изучения игрушки разной геометрической формы (кубики, мячи), игрушки в виде цифр и букв. Привяжите к таким игрушкам леску и с помощью присосок, подвесьте их над кроваткой или на стенках кроватки. Таким образом, вы не только будете знакомить маленького карапуза с различными формами, но и различными цветами. Подберите для малыша игрушки и предметы разных цветов.

Навыки и достижения ребенка

Физические навыки

  • За месяц вес ребенка увеличивается на 350-300 г.
  • Рост увеличивается на 1,5-2 см.

Сенсорно-моторные навыки

  • Играет в положении «сидя», если нужно поднимается, при этом за что- нибудь держится.
  • Знает, как правильно использовать такие игрушки как молоток, телефон, расческа и т. д.
  • Использует разные комбинации для передвижения (ползание, хождение).
  • В игре отдает предпочтение какой-то одной руке.
  • Постепенно начинает ходить без поддержки.
  • Умеет ходить по ступенькам вверх-вниз.
  • Самостоятельно может вылезть с коляски или манежа.

Интеллектуальные навыки

  • Ребенок может говорить простые словосочетания, которые состоят из двух слов, например «мама да".
  • Узнает животных на картинках к книжке.
  • Малыш больше понимает указания и то, что ему говорят.
  • Помнит события на протяжении длительного времени.

Социальные навыки

  • Остро реагирует на отсутствие родителей.
  • С удовольствием играется в действенные игры, в которых объекты пребывают в движении.
  • Хитрит, может требовать от родителей помощи больше чем нужно на самом деле.
  • Проявляет чувство юмора.
  • Требует любимую игрушку (куклу, плюшевого мишку, собачку), для того чтобы «вместе»кушать, купаться и спать.

Режим дня

Сохраняется два дневных сна по 2-2,5 часа. Длительность ночного сна около 11 часов. Желательно чтобы после ночного сна ребенок просыпался в одно и тоже время.

Время, корда ребенок не спит, увеличивается до 2,5-3,5 часов. Это время нужно проводить с пользой для малыша: играть в активные игры, читать коротенькие забавные сказки, развивать речь малыша, совершенствовать его двигательную активность, способствовать физико-психическому развитию. С ребенком нужно заниматься каждый день: учить его ходить, говорить, производить различные действия с игрушками. Играя с ребенком необходимо развивать его самостоятельность, речь, активность.

Как и в предыдущий месяц проводят воздушные ванны, сон на свежем воздухе, обтирания, купания через день, прогулки.

Температура воздуха в комнате ребенка должна быть в пределах 19-20°С. Регулярно проветривайте комнату. Летом малыш должен спать с открытой форточкой.

Ваш малыш должен больше времени проводить на свежем воздухе. Летом по 3-3,5 часа три раза в день, зимой по 2,5-3 часа. Желательно, чтобы весь дневной сон малыш проводил на свежем воздухе.

Годовалого ребенка купать необходимо через день. Длительность купания - около 10 минут, температура воды для купания - 33°С, температура воздуха в комнате - около 21°С. После купания малыша можно обливать водой, температура которой на один-два градуса ниже.

Каждое утро умывайте малышу личико, мойте ручки, а вечером, перед сном мойте и ножки. Ежедневное мытье ног - прекрасное профилактическое средство против простудных заболеваний. Для этой процедуры используют обычную воду, температура которой должна быть в пределах 30-32°С.

Занятия массажем и гимнастикой присутствуют в режиме дня ребенка каждый день по 6-8 минут через 35-40 минут после еды. Занимайтесь с вашим малышом гимнастикой и массажем каждый день, делайте каждое упражнение 5-7 раз на протяжении 10 минут. Выполняйте водные обливания после занятий гимнастикой и массажем.

В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • Движения руками по кругу держась за подвешенные кольца.
  • Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  • Поднимание тела с положения на животе к вертикальному положению, держась за подвешенные кольца.
  • Наклоны и выпрямления туловища.
  • Приседания за отведенную в сторону руку.
  • Сгибание и разгибание рук, сидя и стоя, удерживаясь за подвешенные кольца.
  • Скользящие шаги.
  • Приседания, удерживаясь за подвешенные кольца (упражнения для рук).
  • Массаж живота.
  • Массаж спины.

Питание ребенка в один год

Годовалого малыша можно, как и раньше, кормить пять раз в день (6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00). Однако можно переходить и на на 4-х разовое питание (примерное время завтрака - около 8 часов утра).

Ребенка кормят сразу после пробуждения или не позднее чем через час.

Примерная схема кормления годовалого ребенка (по пятиразовой схеме) предоставлена в таблице.

Как правильно приготовить блюда из овощей, молока и мяса подскажут рецепты в разделе « ». Не забывайте, что в рацион обязательно должен входить и фруктовое пюре.

Мир ребенка

Часто самая любимая фотография в семейном альбоме это изображающая ребенка в первый день его рождения, когда он обеими руками залезает в праздничный торт. В своем стремлении к исследованиям ребенок с головой окунается в неизведанное. С момента рождения ваш малыш активно изучает окружающий его мир.

В первые месяцы жизни познание мира ограничивалось тем, что он смотрел вокруг, прислушивался к звукам и знакомился с новыми ощущениями. В возрасте от трех до шести месяцев его исследования простираются на расстояние вытянутой руки, которой он пытается потрогать и пощупать все, включая и лица родителей.

Начиная с шести месяцев, ребенок учится ползать, садиться и вставать на ноги, что дает ему возможность еще больше расширить свои познания об окружающем мире.
Когда ваш ребенок вступает во второй год жизни, вы обнаруживаете, что он стал по-новому относиться к своему окружению; теперь он не только исследует его, но и пытается экспериментировать.

Малыш увлеченно вытряхивает содержимое маминой сумочки, стремясь найти способы, как это сделать быстрее и эффективнее. Сначала он вынимает предметы по одному, затем запускает в сумочку обе руки и выгребает ее содержимое.

Наконец он встает, держа сумочку в руках, переворачивает ее и наблюдает за тем, как все, что там еще осталось, вываливается на пол.

Также меняется его поведение по отношению к окружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказывать на них влияние, и активно использует это.

Несколько месяцев назад он мог затеять игру с незнакомым человеком, предлагая ему взять игрушку, а затем забирая ее обратно. Теперь мы видим, что во время игры малыш начинает озорничать. Он неожиданно протягивает гостю печенье.

Как только тот собирается откусить кусочек, малыш отдергивает руку и смеется. Желание ребенка подразнить гостя очевидно.
Малыш начинает подражать взрослым, что указывает на его способность анализировать их поведение. Теперь он повторяет не только ваши действия, но и манеру поведения.

Ребенок вытирает свой столик после обеда и подражает взрослому, рассеянно постукивающему пальцами или теребящему мочку уха. Особенно ему нравится гримасничать -- сердито хмуриться или морщить нос.
Внимательное наблюдение за годовалым ребенком дает повод думать, что его поведению свойственна игра воображения. Она носит в основном черты подражания и позволяет нам узнать, как это происходит.

Мама, чувствуя себя виноватой, уронив куклу на пол, поднимает ее и жалеет. Спустя некоторое время мы видим, как малыш крепко обнимает и целует куклу. Мама с шумом катает игрушечную машинку по краю ванной, и на следующий вечер ребенок делает то же самое. Способность малыша восстанавливать в памяти знакомые сцены и события свидетельствует о развитии его интеллекта. В будущем вы можете в значительной степени способствовать этому развитию.

Двигательные навыки

К концу первого года жизни большинство детей способны самостоятельно передвигаться по дому, даже не научившись ходить. Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо перед ним или сзади него, но и тем, до чего не дотянуться.

Испытывая любопытство, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку ребенку проще залезть наверх, чем спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх. Нельзя сказать, что это шаг назад в развитии малыша, у него просто появляется ощущение высоты, которое в свою очередь вызовет чувство опасности.
Теперь и время купания может использоваться для развития двигательных навыков ребенка.

Малыш разбрызгивает воду не только руками, но и ногами. Он встает в ванночке и даже пытается вылезти из нее. Шершавый коврик под ванночкой позволит сделать купание более безопасным.
Хотя годовалый ребенок только что научился ходить, тем не менее, передвигаясь, он способен совершать и другие действия.

Он сможет идти и толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т. д. Если рядом с ним находится старший брат или сестра, малыш охотно, подражая им, займется гимнастикой. Он наклонится, уперевшись головой в пол, и из этого положения будет с интересом рассматривать окружающих, при этом ожидая их одобрения.

Ребенок научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется узнать, куда покатится мяч. Он может два или три раза осторожно бросить мячик папе, а затем сильно бросить его совсем в другую сторону. Увлеченный, он внимательно будет наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как катится вниз по лестнице.

Малыш пристально следит за тем, как мяч проскакивает через дверь в спальню и закатывается под кровать.
Если вы живете в теплом климате, плавание может стать любимым занятием годовалого ребенка. Большинство детей не боятся окунать голову в воду и с удовольствием плавают туда и обратно между папой и мамой.

Малышам нравится плавать на детском надувном матрасике, скользя по поверхности воды и разбрызгивая ее руками. Не следует надевать на ребенка надувной спасательный круг, так как малыш может легко выскользнуть из него.

Занятия в группе по плаванию помогут развить двигательные навыки у годовалого ребенка, хотя и маловероятно, что он станет настоящим пловцом.

Поскольку малыш все еще настороженно относится к незнакомым людям, во время занятий родителям следует находиться рядом с ним. Смысл раннего обучения плаванию заключается в том, что оно помогает ребенку более свободно чувствовать себя в воде. Если во время занятий малыш испытывает страх даже в вашем присутствии, их необходимо прекратить.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок любит проводить "осязательные" эксперименты - трогать скользкое желе, липкую, влажную глазурь и твердые холодные кубики льда. Невозможно удержать малыша от того, чтобы во время кормления он не дотрагивался до еды.

Он размазывает по столу овсяную кашу, разбрызгивает яблочный сок и окунает пальцы в молоко. Даже самые аккуратные и придирчивые родители не в состоянии помешать этому. Ребенок полон желания узнавать новые звуки, так же как и новые предметы. Он стучит ложкой по стакану, тарелке, миске и по стульчику.

Малыш экспериментирует и со своим голосом -- иногда он вскрикивает, иногда подолгу невнятно бормочет, подражая разговору и пению. Бывает, что, проснувшись утром, он начинает бормотать так целых минут двадцать, пока кто-нибудь не обратит на него внимание.
Большинство "научных открытий и опытов" происходит, когда ребенок занимается с игрушками и другими предметами.

Он любит стучать и перемешивать что-нибудь ложкой, переворачивать коробочки, баночки и другие емкости, высыпая оттуда содержимое, или дергать игрушку за веревочку.

В конечном счете, все действия малыша направлены на то, чтобы научиться использовать предметы по назначению.
Стремление находить что-то новое развивается параллельно с физической силой и проявляется в попытках узнать, можно ли предметы разделить на составные части.

Вместо того чтобы спокойно играть с соской, он будет трясти и стучать ею и в конце концов, размахнувшись, выбросит. Теперь ребенок упорно стремится соединить вместе отдельные части предметов, чтобы придать им ту форму, которую он видел изначально, -- он складывает кубики обратно в коробочку, соединяет вместе рассыпанные бусинки.

Хотя это не всегда ему удается и он при этом расстраивается, тем не менее постепенно его попытки становятся более успешными. Малыш уже может перекладывать ложку с едой из одной руки в другую, держать чашку и открывать коробочку с изюмом.

Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока он не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает бусы через голову, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Вот и прошёл месяц после рождения малыша. Этот месяц был полон беспокойства, бессонных ночей и величайшей ответственности. Но вместе с тем это время радостных перемен, потрясающего чувства материнства, знакомства с самым родным человечком на земле.

Первые дни дома – это период становления отношений между малышом и родителями, взаимного приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Это период поиска оптимальных и компромиссных вариантов решения проблем, которые возникают.

О своих проблемах малыш может сообщить только криком и повышенным беспокойством. А родители, безусловно, спешат выяснить причины и ищут, чем можно помочь и что нужно делать.

Ребёнок в 1 месяц плачет часто потому, что другого способа сообщить окружающим о своих неприятностях у него нет. Конечно, инстинктивное желание мамы немедленно взять на руки малыша целиком оправданно. Не стоит слушать, что таким образом можно дитя разбаловать: он должен быть уверенным, что его всегда утешат.

Это только на первый взгляд кажется, что все дети плачут всегда одинаково. Но очень скоро мама понимает, что ребёнок меняет интонацию в зависимости от причины. С помощью плача малыш может проявлять различные эмоции – обиду, жалобу, беспокойство, душевные страдания и др. Чтобы родителям можно было легче сориентироваться и помочь своему малышу, различают основные характеристики плача.

Виды и причины плача ребёнка

  1. Зазывной плач – ребёнок кричит несколько секунд, потом делает паузу в ожидании результата, потом кричит чуть дольше и снова умолкает. Такой цикл может повториться несколько раз, пока не перейдет в сплошной крик.
  2. Голодный плач начинается с зазывного плача. Если при этом мама взяла малыша на руки и не приложила к груди, начинается сердитый плач с характерными ищущими движениями головой. Если и после этого не покормить, плач переходит в сплошной крик во всю мочь.
  3. Плач при боли – монотонный беспрерывный плач, во время которого периодически возникают крики, скорее всего, показывает на усиление боли.
  4. Плач из-за желания уснуть. Особенности нервной системы таковы, что малыш легко переутомляется. При этом звучит достаточно монотонное хныканье, жалоба, которая сопровождается зеванием и частым морганием глазками.
  5. Плач при дискомфорте – малышу может быть холодно или жарко, может беспокоить опрелость или неудобное укутывание.

Любящие и внимательные родители очень быстро начинают разбираться в видах плача своего малыша и делают всё для того, чтобы ему стало легче.

Боли в животике

Если ребёнку 1 месяц, и он всё-таки плачет из-за боли, необходимо как можно раньше устранить её источник. Очень часто месячный ребёнок страдает от колик в кишечнике – спазмов, появляющихся при увеличении газообразования в кишечнике. Таким образом кишечник малыша приспосабливается к новым условиям питания. При болях в животике кроха активно двигает ножками, как будто перебирая ими. Малыш испытывает во время спазма сильную боль и своим криком просит о помощи. Есть несколько способов помочь ребёнку справиться с проблемой колик.

  • В первую очередь необходимо взять малыша на руки и прижать к себе, положив головку на своё плечо или положить животиком к себе на колени. Тепло расслабит мышцы кишечника и спазм ослабнет. С этой же целью можно приложить к животику младенца нагретую тёплую пелёнку. Иногда помогает массаж животика. Главное, чтобы малыш чувствовал, что мама рядом в такой неприятный момент и готова помочь.
  • Можно дать малышу настой специальной смеси трав, которые оказывают спазмолитическое действие, а также другие лекарства, но только по назначению врача.
  • Часто молодые родители пользуются газоотводной трубочкой, но ею злоупотреблять нельзя.
  • Мамы, кормящие грудью, должны очень тщательно контролировать своё питание. Употребление крепкого чая, кофе, капусты, бобовых, запретных овощей и фруктов может вызвать колики у малыша.

Ушная боль

У малыша может болеть не только животик. Часто это может быть ушная боль. Чаще так и происходит, если у ребёнка насморк. При неприятных ощущениях в ушках месячный малыш часто крутит головкой. Насморк часто приводит к воспалению среднего уха в таком возрасте.

Если родители заподозрили воспаление ушка у ребёнка, нужно обязательно обратиться к врачу, сначала к отоларингологу, затем – к педиатру. Возможно, врач назначит согревающий компресс на ушко или капли в нос.

Опрелости

Уход за малышом в один месяц – ежедневная работа мамы. Просыпаясь вместе с малышом, мама спешить поскорее его помыть, накормить, переодеть. А как она рада получить приветливую и радостную улыбку своего чада! Нужно посмотреть, как он подрос и окреп за ночь, а вместе с тем выяснить, нет ли ещё каких-либо изменений.

Переодевая малыша, обязательно следует внимательно осмотреть его кожу, ведь она отражает всё, что происходит в его организме. Особенное внимание нужно обратить на подмышечные впадины, область за ушками, складки на шее, в паховой области, ягодичные сладки, на ручках и ножках. В этих местах может обнаружиться опрелость, которая будет беспокоить малыша.

Опрелости – это покрасневшие участки нежной кожи ребёнка, которая воспаляется, становится болезненной. Поражённая кожа легко инфицируется, раздражается и беспокоит кроху. Опрелости необходимо ликвидировать как можно раньше. Их нужно промывать отварами ромашки, ноготков, зверобоя или другим раствором, имеющим слабое противомикробное действие. После этого следует промокательными движениями осушить кожу младенца. Можно воспользоваться детской присыпкой и стерильным детским маслом.

Следим за стулом

Беспокойство и плач ребёнка могут быть результатом нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Частота испражнений у малышей в возрасте 1 месяца может быть разной. Малыш на грудном вскармливании обычно ходит в туалет по-большому после каждого приёма пищи, детки на искусственном вскармливании – раз в день или даже через день. Всё это – варианты нормы.

Важно, чтобы каловые массы были мягкими, однородными, а ребёнок оставался спокойным и нормально набирал вес. Если у ребёнка подозрение на запор, можно попробовать погладить его животик по часовой стрелке, прижать ножки к животику, сделать легкую гимнастику и подождать. Если малыш безрезультатно тужится, ему можно помочь, вставив газоотводную трубочку. Маме, которая кормит грудью, необходимо более тщательно относится к своему рациону.

Не кутаем

Важно правильно одевать малыша в первый месяц жизни. Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни терморегуляция организма ещё не установилась окончательно. Если у ребёнка повышена температура тела, это может быть результатом простого перегрева.

Следует посмотреть, не слишком ли укутан малыш. Затем разверните его и осмотрите кожу: если она красная, а тем более влажная, то, конечно, малышу жарко. Если ребёнок пытается раскрыться, а его кожа красная и горячая на ощупь, необходимо раздеть его, оставив в более легкой одежде, пока кожа не приобретет нормальный цвет. Дайте малышу попить кипячённой остывшей водички.

Любовь и забота

Молодые родители должны знать, что иногда малыш плачет не от того, что голодный или что-то болит. Возможно, это простая просьба, чтобы его взяли на руки. Такое желание является естественной потребностью контакта с мамой. Если малышу месяц, его нельзя оставлять одного плакать, ожидая, пока он замолчит. Такая практика давно устарела.

Конечно, малыш умолкнет рано или поздно из-за усталости, но необходимость в маминых руках у него останется. Только к ней ещё добавится ощущение, что его бросили, что ему недостаточно любви и понимания. Такое равнодушие родителей может привести в будущем к тому, что малыш вырастет нелюдимым, замкнутым, с ним нелегко будет общаться. Именно поэтому дети, находящиеся в детских домах, редко плачут. Они знают, что на их плач не откликнутся, их не будут брать на руки так часто, как им хочется. Крохе в первую очередь необходимы любовь и забота, ведь с первых дней идёт формирование личности. Если малыша часто берут на руки, это вовсе не значит, что он вырастет избалованным и неженкой, как побаиваются некоторые родители.

Что умеет малыш в этом возрасте

Позади первый месяц малыша, развитие его прогрессирует. Ребёнок уже адаптировался к новым жизненным условиям, постепенно все функции маленького организма налаживают свою работу. Он значительно отличается от беспомощного новорождённого малыша, у него появляются новые навыки ребёнка в 1 месяц.

  1. Во-первых, ребёнок 1 месяца подрос примерно на 3 см и значительно прибавил в весе. В среднем это около 800 грамм. Если мама прикладывала его к груди по требованию, то возможна прибавка около килограмма.
  2. Развивается зрительная функция. Кроха не только умеет удерживать в поле зрения неподвижный предмет, но и следит за плавно движущейся игрушкой.
  3. Прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке или музыке.
  4. Ручки в основном сжаты в кулачок, выражен хватательный рефлекс.
  5. Лёжа на животике пытается поднимать головку и удерживать ее.
  6. Выдает отдельные звуки в ответ на обращение к нему.

Малыш быстро привыкает к новым условиям жизни и окружению, он начинает улыбаться маме. Это означает, что у малыша всё хорошо, и он ищет общение. У ребёнка возникает интерес к близким, желание привлечь их внимание улыбкой, гуканьем и оживлением.

Малыш начинает эмоционально реагировать на взрослых. Если родители берут малыша на руки, общаются с ребёнком, подносят к разным предметам, то этим они развивают его эмоциональную и информационную потребность. Ничего, что ребёнок ещё слишком маленький. Для него крайне необходимо, чтобы близкие проявляли свою любовь и заботу ласковыми словами, интонацией голоса, улыбкой, нежными прикосновениями, тогда он будет расти здоровым, счастливым и жизнерадостным.

Из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны. Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

5 полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые “поделки” малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видео – пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.