Как понять что ребенок перегружен занятиями. Как не перегрузить ребенка занятиями в секциях и кружках

Количество часов ограничено

Все мы помним старый детский стишок, повествующий о желаниях незадачливого школьника: драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота. Cпециалисты предостерегают от такого бездумного подхода к внешкольным занятиям. Психологи рассказывают, что иногда дети явно перегружены занятиями в различных творческих студиях и клубах, так что не имеют ни минуты свободного времени и хотят лишь спать. Естественно, вряд ли этот тот результат, которого ждут родители, не говоря уж о том, что такая усталость может негативно сказаться и на занятиях в школе.

Стоит также заметить, что Федеральный Государственный стандарт начального образования предусматривает, что продолжительность занятий во внеурочное время может составлять до 1350 часов в год, но в это число необходимо включить еще и уроки дома и подготовки к всевозможным Олимпиадам, конкурсам. Получается, что чаще 2-3 раз в неделю ребенок вряд ли сможет посещать кружок или секцию, да и то если он не привлекается к дополнительным занятиям в школе.

Но не означает ли это, что стоит вообще отказаться от дополнительного развития, сосредоточившись на учебе? Оказывается, нет. Самарский психолог Наталья Богдан уверена, что многое зависит от характера занятий. "Все дополнительные занятия после школы можно разделить на две группы: развивающие и помогающие, - рассуждает эксперт. - Развивающие – это те, которые помогают ребенку заниматься любимым делом, совершенствоваться в нем. Соответственно, смена деятельности, приятное занятие – это лучший отдых. Помогающие занятия дают ребенку возможность решить какие-то свои проблемы. К примеру, выплеснуть свою энергию, если ему тяжело дается необходимость быть усидчивым. Или застенчивый ребенок занимается в драмкружке, преодолевая себя и развивая умение общаться и артистизм. Если же наоборот, речь идет о занятиях лишь для удовольствия ребенка, то ничего страшного в том, чтобы их совмещать, тогда у ребенка может быть и два-три кружка или секции".

По мнению опытных родителей, лучше выбрать один или два кружка, в которые ребенок будет ходить с удовольствием, а не пытаться объять необъятное. "Мой сын ходил в секцию настольного тенниса, потом занимался плаванием, было время, когда он посещал художественную школу, на смену которой пришел авиамодельный кружок, - рассказывает мать четырнадцатилетнего подростка Юлия Москвина. - Однако, разумеется, эти занятия были не одновременно, а сменялись в зависимости от того, как менялись интересы сына. При этом художественную школу нам пришлось оставить из-за того, что она требовала слишком много времени, да и само помещение школы перевели далеко от нашего дома".

Выбираем кружок

Таким образом, родителям следует с самого начала обсудить с ребенком, в какой кружок или секцию ему хочется сходить. Нелишним сразу же будет поинтересоваться, насколько эти занятия соответствуют темпу жизни семьи, будет ли у ребенка возможность всегда их посещать. К примеру, тренировки по фигурному катанию могут назначать на ранее утро, когда ребенок должен приехать на каток уже к 6 утра. Естественно, что это может быть неудобно родителям, которые работают с 8 утра, или же мешает сну маленьких братьев или сестер будущего фигуриста. И таких вопросов возникает множество - и лучше решать их заранее, чтобы ребенку не пришлось покидать нравящуюся ему секцию по семейным обстоятельствам.

Стоит также заранее выяснить, есть ли какие-то противопоказания по здоровью для занятий, а также прояснить перспективы ребенка. Конечно, этот вопрос стоит прояснить с тренером, но иногда стоит подключить и простую логику - к примеру, ребенку с плохим зрением не стоит идти учиться вышивать бисером, а девочке, имеющей перспективу вырасти высокой, не нужно отправляться заниматься фигурным катанием или спортивной гимнастикой - специфика этих видов спорта выдвигает большие требования к росту, и даже в случае первоначальных успехов ребенку придется покинуть секцию.

Порой родителей пугает, что их чадо никак не может определиться - где же он хочет заниматься, и постоянно меняет кружки и секции по собственному желанию. "Нет ничего страшного в том, чтобы он каждый год занимался новым видом спорта, к примеру, один год тхэквондо, другой - плаванием, - говорит Наталья Богдан. - Так ребенок развивается, ищет для себя наиболее интересный вариант. Если он найдет, то, что ему очень нравится, у него появится взаимопонимание с тренером, он сам примет решение остаться в этой секции. В то же время если заставлять ребенка заниматься тем, что ему неинтересно, это приведет к снижению мотивации и для других занятий. В целом, главное, к чему должны приучить ребенка дополнительные занятия, - это к тому, что жить надо интересно, разнообразно, и свободного времени должно оставаться совсем немного".

3 6 603 0

Перегрузка у школьников – одна из главных образовательных проблем, с которой бьются педагоги, родители и медики.

По статистике, количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастает в два раза именно во время обучения.

Дети по 6 часов сидят в школе, а затем еще 2 часа учатся дома. Это приводит к нервным стрессам, постоянному переутомлению и вредит здоровью. Иногда родители могут не заметить тревожных признаков, считая симптомы перегрузки обычной усталостью. В статье мы расскажем, как вовремя заметить симптомы школьной перегрузки и не допустить опасных последствий для своего ребенка.

Учебные нормы нагрузок предусмотрены школьной программой

Нагрузки Нормы
Учебная неделя Может состоять из 5 или 6 дней.
Начало уроков Должны начинаться не раньше восьми часов утра. Если начинать учебу раньше, то нарушаются биоритмы организма. Это приводит к неэффективному процессу обучения и быстрее развивается утомление.
Оптимальная продолжительность урока 45 минут, что для первоклассников слишком много.
Количество уроков в начальной школе Не должно быть больше пяти.
Дни с низкой работоспособностью Понедельник и пятница.
Сколько школьнику положено спать Не менее 9,5 – 10 часов.
Самые трудные предметы Нужно размещать на втором или третьем уроках.

Факторы вызывающие учебную перегрузка

    Есть определенные этапы интеллектуального развития ребенка. Родителям нельзя их ускорять, они должны идти природной чередой. В противном случае, ребенок начнет слишком уставать, что приведет к перегрузке.

    Социальная

    Школьник должен влиться в коллектив, стать частью социального общества. Иногда этот процесс затягивается – тогда ребенок чувствует груз и начинает уставать больше.

    Высокие требования

    Со стороны родителей часто приводят к излишним переживаниям детей.

    Требования к скорости чтения и письма

    От высоких требований устают глаза и кисть.

    Большой уклон на внешкольные занятия также может ударить по здоровью ребенка.

    Ребенок может испытывать слишком большую нагрузку, если много думает о своих чувствах или подавляет их.

Признаки утомляемости у школьника

Давление

Это важный показатель здоровья любого организма.

Норма верхнего детского давления – 80-100.

В случае разницы между верхним и нижним давлением меньше пяти единиц нужно бить тревогу.

Поведение на уроках

Оно может быть либо слишком активным, либо наоборот чересчур безынициативным.

  • Ребенок может перечить учителю;
  • Спорить с одноклассниками;
  • Перебивать или быть вялым, понурым.

Снижение веса

Он начинает стремительно худеть из-за отсутствия нужного количества отдыха и неправильного питания.

Депрессия

  • Стабильно плохое настроение;
  • Он слаб;
  • Теряет интерес к знаниям;
  • Постоянно устает.

Он не притрагивается даже к любимым пирожкам и пирожным.

Вредные привычки

  1. Он может грызть ногти не из-за прихоти, а из-за стресса.
  2. Скрипит зубами во сне, испытывает .
  3. Появление синяков под глазами и .

Возможные осложнения

  1. Из-за школьной перегрузки дети могут страдать от .
  2. Эти болезни могут перейти в хроническую стадию, превращаясь в серьезные психические расстройства.
  3. Очень многие дети страдают от плохого зрения из-за большой нагрузки на глаза, от заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  4. Последствиями могут быть снижение физического здоровья, ухудшение состояния нервной системы, потеря интереса к учебе.

Какие дети в зоне риска

Уставать от чрезмерных школьных нагрузок могут абсолютно все дети.

Этому способствуют слишком плотный график:

  • Разнообразные кружки;
  • Секции;
  • Факультативы и репетиторы.

Также это дети со слабым здоровьем и нежеланием учиться.

Особое внимание следует уделять , которые сами могут не заметить, что перегружены.

Тест на определение школьной перегрузки

Тест

С помощью данного теста вы сможете точно определить, есть ли у вашего ребенка перегрузка.

Бывают ли у вашего ребенка скачки давления или существенное отклонение от нормы?

  1. Не было ни разу.
  2. Иногда были скачки давления.
  3. Ребенок часто жалуется на сонливость, частое сердцебиение, тошноту (наиболее распространенные симптомы высокого или низкого давления).

Как школьник ведет себя на уроках?

  1. Слушает учителя, активно отвечает на вопросы.
  2. Иногда становится чересчур активным.
  3. Постоянно сонный на уроках или отвлекается.

Каким бывает настроение ученика в течении дня?

  1. В зависимости от ситуации меняется, ребенок активно реагирует на события.
  2. В последнее время ребенок хмурый, на замечания реагирует слезами.
  3. Постоянно проявляет агрессию и грубость, ругается и обижается.

Сколько времени школьник делает уроки?

  1. Довольно быстро.
  2. Не может сосредоточиться на заданиях, часто делает ошибки.
  3. Делает домашнее задание до самого вечера.

Нормальный ли сон у ребенка?

  1. Ученик спит хорошо, быстро засыпает и просыпается отдохнувшим.
  2. Ребенок наутро выглядит хмурым и уставшим.
  3. Ночью не может уснуть, часто дремлет днем.

Есть ли нарушения аппетита?

  1. Ребенок хорошо питается, съедает всю порцию.
  2. Не завтракает, но берет с собой ланч-бокс.
  3. Очень мало кушает.

Часто болеет?

  1. В случаях, если подхватит инфекцию.
  2. Несколько раз в неделю жалуется на плохое самочувствие.
  3. У школьника часто болит голова, появляется резь в глазах, вес значительно снизился.

Не изменилось ли отношение школьника к дополнительной нагрузке (кружки, факультативы), если они есть?

  1. Ребенок с радостью занимается дополнительными занятиями.
  2. Иногда жалуется на усталость.
  3. Забросил дополнительные занятия или навещает изредка.

Как ребенок ведет тетради?

  1. Записи выглядят аккуратно, ошибок мало или они незначительные.
  2. Иногда меняется почерк, много исправлений.
  3. Почерк неровный и “прыгающий”, некоторые строки зачеркнуты и написаны неразборчиво.

Результаты

Большинство ответов 1 . У ребенка нормальный уровень нагрузки, он все успевает. У него нормированный день и грамотно составленный режим дня.

Большинство ответов 2 . И хотя школьник справляется с перегрузками самостоятельно, следует задуматься о полноценном отдыхе. В выходные ребенку следует отдыхать. Замените утомительные занятия прогулками, играми на свежем воздухе. Если ребенку трудно сделать задания – помогите ему.

Большинство ответов 3 . Следует серьезно заняться здоровьем ребенка, пока у него не появились неврозы. На некоторое время откажитесь от дополнительных занятий. Позвольте ребенку один раз в неделю не идти в школу, так как с перегрузкой он будет плохо воспринимать информацию. Лучше сделайте домашнее задание вместе после отдыха и прогулки. Уменьшите проведение ребенка за компьютером и телевизором.

Если в течение двух недель ситуация не улучшается, обратитесь к детскому психологу.

Заключение

Да Нет 0

Школьники, наконец, дождались каникул и могут целиком, без напряжения посвятить себя любимым кружкам и секциям. Ведь многие родители перегружают своих детей дополнительными занятиями.

Совмещать школу со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому. Дело может закончиться психическим расстройством и потерей иммунитета.

Из 12 лет, что живёт на свете Даниил, 4 года он посвятил хоккею с мячом. Фанатичности и упорству, с которыми тренируется мальчишка, могли бы позавидовать взрослые опытные спортсмены. Тренер не нарадуется на воспитанника и сулит ему большое спортивное будущее.

Только у родителей Даниила гордость за сына смешивается с сомнениями и беспокойством. Ради занятий хоккеем он прогуливает уроки в школе.

Даниил Цельцов: "Ну, иногда ухожу с уроков, потому что не успеваю на тренировку. Ну, приходится пропускать некоторые уроки".

Клюшка и мяч вытеснили из жизни Даниила все прочие занятия и увлечения. Друзья - только из спортивной команды. Книги, которые родители предлагают прочитать сыну для общего развития, пылятся на полке. Даниил выполняет только обязательный минимум - домашнее задание. Всё остальное - хоккей.

Ольга Соколова, мама Даниила: "Спорт не должен быть в ущерб учёбе в любом случае. Спорт есть спорт, а учёба - это учёба. В любом случае спорт когда-то заканчивается, а потом наступает дальнейшая жизнь, где мы должны себя как-то реализовывать, образование получать".

Родители Наташи Илямаковой, 13-летней школьницы из Ульяновска, на широту интересов дочери пожаловаться не могут. Дважды в неделю Наташа проводит экскурсию в школьном музее истории для других учащихся, усиленно изучает английский язык с репетитором и почти каждый день посещает секцию биатлона.

При этом девочка учится на одни пятёрки. Но радость родителей от успехов дочери омрачена тревогой. Наташа так загрузила себя дополнительными занятиями, что свободного времени практически не осталось.

Наталья Илямакова: "Я, наоборот, хочу ещё чем-то заняться. Но понимаю, что меньше будет времени на учёбу, и поэтому учёба "съедет" сразу".

Ирина Илямакова, мама Натальи: "Как-то она с тренировки вернулась поздно и сразу взялась за книжку. Я ей: "Наташа, ну ты будешь когда-нибудь у нас отдыхать?" Она говорит: "Мам, отдых - это смена вида деятельности". И с тех пор я уж ей никаких вопросов не задаю".

Уроки закончились, класс опустел. И только ученик 4 класса Саша Петренко остался за партой. Скоро начнётся факультатив по английскому языку и нужно успеть подготовиться. Кроме этого в личном расписании 10-летнего мальчишки факультатив по изобразительному искусству и уроки фортепиано в музыкальной школе. Такая нагрузка - это инициатива его родителей. Сам Саша мужественно терпит все испытания и мечтает об отдыхе.

Прошлом году Саша посещал ещё и секцию карате. Но когда от непосильной для его лет нагрузки стал постоянно болеть, родители поняли, что нужно от каких-то занятий отказаться.

Саша хотел бросить музыкальную школу, но родители решили пожертвовать спортивной секций. Ведь у мальчика, как они уверены, музыкальный талант.

Татьяна Петренко, мама Александра: "Я сказала: "Саша, я тебе не дам забросить инструмент. Да, это тяжело, я его заставляла, я с ним ругалась, я его терроризировала".

В одной из московских гимназий под одной крышей дети могут заниматься в самых различных секциях и кружках. Многие родители не могут устоять от соблазна записать своё чадо сразу на несколько дополнительных занятий.

Так случилось и с Алёной. Ей ещё нет семи лет, а помимо уроков ей нужно успеть на танцы и в бассейн. Раньше была ещё и музыкальная школа. Но утомлённая жёстким графиком школьница, твёрдо сказала родителям: "Что-то надо бросать".

Что движет ребёнком, лень или усталость? Бабушка Алёны разобралась без труда. Лучший показатель - настроение. Малыш не должен возвращаться домой унылым или измотанным.

Валентина Лапонова, бабушка Алёны: "Она может прийти весёлая. А бывает она сразу унылая, усталая, вялая, капризничает. А здесь она как-то спокойно. С танцев приходит спокойно".

Педагоги не устают напоминать родителям, что все дети индивидуальны. Кто-то легко переносит нагрузку секциями и факультативами, а кому-то нужно давать больше времени для отдыха. Главное прислушиваться к своему ребёнку и давать ему если не полную свободу, то хотя бы свободу выбора.

Ведущий: О проблемах, с которыми неизбежно сталкивается любой школьник. А значит, и его родители, мы поговорим с директором московской международной гимназии, заслуженным учителем России Татьяной Гуменик.

Ведущий: Ребенок переходит из младшей школы в среднюю. Что для него может стать стрессом.

Гость: Школа изменилась за многие годы, поэтому, я бы не сказала, что стресс этот сильно велик. Иногда бывает так, что ребенок переходит из одного здания школы в другое. Иногда бывает так, что количество предметов увеличивается. Естественно, увеличивается количество учителей. Они все незнакомы. И для ребенка представляют некоторую трудность, потому что ты не знаешь, как отреагируют учитель на какой-то твой мелкий проступок.

Ведущий: Родителям нужно, что-то специально делать, чтобы адаптировать ребенка к средней школе?

Гость: Во-первых, должны поддерживать контакт со своими детьми и обязательно интересоваться тем, что происходит в школе, потому что иногда ребенок свои огорчения не доносит до дома. И не забывать о том, что кроме ребенка есть еще и педагогический коллектив, познакомиться с классным руководителем.

Ведущий: А в каком возрасте дети начинают склоняться к техническим дисциплинам, к гуманитарным. Вот, по вашему опыту.

Гость: Профиллизация должна быть с 10 класса, не ранее. Потому что дети, к сожалению, еще не осознают и не понимают пока своих пристрастий.

Ведущий: Большинство родителей считают, что того, что дается в школе ребенку недостаточно, нужны еще дополнительные секции, кружки и так далее. Вот, так, как подобрать дополнительные занятия, чтобы одно другому не мешало.

Гость: Родители, когда они совершают такой серьезный поступок, должны думать о том, что нагрузка не может быть беспредельной. И они должны дозировать эту нагрузку постепенно и аккуратно. Если это физические нагрузки, безусловно, нужно проконсультироваться с врачом. Если это умственные нагрузки и психо-физиологические, проконсультироваться с психологом. Самое главное - индивидуальный подход. И мгновенное реагирование на какие-то проблемы, которые возникают в случае, если ребенок не хочет посещать какую-то секцию. Во-первых, нужно отдавать ребенка туда, где можно заниматься общефизической подготовкой. Прежде всего, укрепить здоровье. После этого, добавлять по интересам и согласно склонности ребенка то, чем ему нравится заниматься, и это развивать. Если это все пойдет хорошо, и это будет совмещаться с секцией, более 2 секций ребенку совсем не нужно.

Ведущий: Если ребенок ходит в спортивную секцию, там у него все получается. Все нравится, но школу он, по сути дела, забросил, можно ли наказывать тем. Что лишать этой секцией.

Гость: В данном случае нужно обязательно обратиться к учителю, который ведет предмет. Обговорить нюансы и сделать так. Чтобы ребенок начал успевать. Не лишать ребенка любимого дела. Не нужно, потом что это вызывает агрессию.

У детей энергии – хоть отбавляй, и родители, естественно, всегда хотят направить ее в полезное русло: помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал, и заодно приобрести новое хобби. Взрослые всегда поддерживают детей в первых жизненных увлечениях, надеясь, что это поможет им в будущем определиться с профессиональной деятельностью. Разнообразные кружки и секции дают ребенку всестороннее развитие (спортивное, музыкальное, творческое), и мы решили рассказать вам, на что стоит обратить внимание при определении детей в дополнительные образовательные и спортивные учреждения. С какого возраста и на сколько часов можно нагружать ребенка сверх основной учебы? Проверьте, не загружены ли ваши детки сверх нормы!

Дошкольники: приучаем малышей к творчеству

Малыши, которые еще не ходят в школу, просто обожают творить: они поют, сочиняют стишки, придумывают небылицы, пляшут и рисуют. Не всегда во всем этом творческом самовыражении можно найти какой-то определенный смысл, однако именно эти первые «зачатки» проявления собственного «я» крайне важны. И родителям нужно постараться не «загасить» ребенка, а напротив, смотивировать на дальнейшее развитие. Крохи ведь всегда копируют взрослых: вот папа начал собирать шкаф, и сыночек тоже тянется за отверткой; мама начала лепить пельмени, и дочка тут как тут – месит ручками тесто.

В таких случаях нужно найти грань между «это не так, дай я покажу, как надо» и «пусть делает, что хочет, балуется же». Важно направить кроху, но не переделывать его результат. Его уникальная интерпретация «работы» является фундаментом для будущих шедевров.

Создавайте благоприятную для творчества атмосферу, и вы увидите, как ребенок сам потянется за искусством в любом его проявлении: начнет танцевать, подпевать, лепить животных и сочинять сказки. В такие моменты дошколята чувствуют себя творцами и первооткрывателями - поддержите их порыв, обеспечив необходимыми прикладными материалами, или же отдайте малыша в «развивашку».

Выбор кружка: на что обратить внимание

На первый взгляд кажется, что кружки и секции не требуют излишней избирательности, но все же к выбору развивающих центров стоит подойти ответственно. Кружки для дошколят должны включать в себя программы, которые соответствуют возрасту деток и не загружают их чересчур сложными и непосильными заданиями, иначе он быстро переутомится и будет ассоциировать творчество и спорт с усталостью и чем-то недостижимым. Физически и психологически ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому, прежде чем отдавать ребенка в кружок, присмотритесь к его предпочтениям. Не гонитесь за модными веяниями и за мнимым престижем, помните о том, что сегодня малышу нравится рисовать, а завтра сменит свое хобби на танцы или пение.

Виды деятельности: во сколько лет чем можно заниматься

Живописи, танцам, вокалу, профессиональным видам спорта лучше всего приучать с 5-6 лет. Этот возраст идеален для детей, чтобы учить их «настоящим» знаниям, постепенно отходя от спонтанных желаний и отказов. Ребенок легче приучается к постоянным повторениям и запоминает новые навыки.

Крох в 2 годика лучше отдавать на физкультуру и учить ритмике. Малышам в 5 лет можно посоветовать кружок пения, а обучаться музыкальным инструментам лучше в 6 лет, а то и в 7-8.

Танцы. Если говорить о простом удовольствии от данного вида деятельности, то детям в возрасте 3-4 лет танцы будет в радость, а вот для профессионального занятия (чтобы выезжать на конкурсы и чемпионаты) лучше подождать до 5-6 лет. Однако помните о том, что на уроках танцев малыш не сможет кривляться так, как ему угодно – нужна будет дисциплина и закрепление навыков.

Профессиональный спорт. Тут дела обстоят почти так же, как и с танцами. Не торопитесь спешно определять ребенка в спорт, пытаясь вырастить «будущего олимпийского чемпиона». Вы можете лишить его шанса самостоятельно выбрать «дело всей жизни». К тому же, не забывайте, что профессиональные занятия спортом не всегда позитивно влияют на психику и общее самочувствие крохи. Смотрите на реальные способности и желания сынишки или дочурки. Отдавайте в спорт не ранее 5-6 лет.

Бассейн. До 5 лет малыш ходит в бассейн только для веселого плескания и игр, а вот для адекватного восприятия тренерских указаний лучше подождать 5-6 лет. В целом, обучение плаванию лучше начинать после 5 лет.

Рисование. Рисовать могут и 1,5-годовалые малыши. Но изучить технику рисунка и научиться живописи могут дети только с 4-6 лет.

Иностранные языки. 3 года – возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает речь, и мы говорим именно о родном языке. Для изучения иностранных языков нужно подождать, так как если приучать чадо учить «неродные» слова с трех лет, то у него в голове может возникнуть путаница. А ведь формирование родного языка происходит только в 6-8 лет. Логопеды говорят, что если отдать ребенка в кружок, где обещают научить бегло говорить на другом языке, у него может появиться дисграфия – нарушение письма, которое частенько встречается у нынешних школьников. Не торопитесь «вылепить» из ребенка полиглота. Однако если вы твердо решили обучить малыша иностранному языку в 3-4 года, то выбирайте только один, а не два, и помните о том, что уроки должны протекать в игровом формате. Также обратите внимание на регулярность занятий, иначе все старания пойдут коту под хвост – малыш забудет все, чему его учил преподаватель.

Первоклассник: стоит ли отдавать ребенка в кружки

У ребенка началась непривычная, новая жизнь, и его ежедневный уклад полностью поменялся. Он только-только учится жить по-новому, а родителям, конечно, хочется, чтобы первоклассник мог развиваться не только в рамках школьной программы, но и дополнительно увлекался музыкой, спортом или рисованием.

Психологи говорят, что загружать ребенка всевозможными кружками сразу с началом учебного года нельзя. Нужно дать время малышу приспособиться к новым реалиям, пройти процесс адаптации к одноклассникам и учителям, и привыкнуть к урокам.

Даже в том случае, если вы думаете, что ребенок привык, и у него все идет гладко, не спешите.

Малыш учится с удовольствием, у него появились друзья, и остается свободное время? Вы готовы занять его какими-то полезными занятиями, и это верное решение. Но подходите ко всему с умом. Следуйте нескольким советам, и все будет спокойно:

  • Не загружайте ребенка сверх нормы: если весь его день будет расписан по минутам, то в итоге он получит не новые знания, а нарушенную психику и хроническую усталость;
  • Общее число всех дополнительных занятий и время, затрачиваемое на них, зависит исключительно от индивидуального склада ребенка. Для обычного школьника это: не более 2 раз в неделю в будни + 1 раз в выходной. Рассчитывайте и расстояние от дома. Регулярные поездки с одного конца города в другой могут вымотать кроху.
  • Если ваш ребенок гиперактивный, то можете попробовать записать его в несколько секций сразу: он перепробует все, и остановится на каком-то одном занятии.
  • Если же ваш малыш, напротив, спокойный и усидчивый, то лучше сразу записать его только в 1-2 кружка, иначе, с ростом нагрузки в школе, ему будет сложно концентрироваться на чем-то одном.
  • Перерыв между школьными уроками и дополнительными занятиями должен составлять не менее 1 часа.

Норма времени для занятий в кружках и секциях: это стоит запомнить

Количество уроков и затрачиваемое на них время зависят от возраста ребенка. Об этом нужно помнить не только родителям, но и учителям, преподавателям детских клубов и спортшкол.

Занятия в кружках и спортсекциях должны начинаться в 8:00-9:00 утра. Время завершения зависит от того, сколько лет ребенку:

  • не позднее 20:30 – 6-10 лет;
  • не позднее 21:00 – с 10 лет.

Уроки в допучреждениях могут проводиться в любой день недели и месяца (сюда входят каникулы и выходные дни).

Максимальное количество допуроков в неделю и продолжительность по возрастам:

  • дошкольники – 2 урока в неделю, до 35 минут;
  • маленькие школьники (6-10 лет) – до 4 уч. часов в неделю (1 уч. час – 45 минут);
  • школьники постарше (10-14 лет) – до 6 уч. часов в неделю (2 раза в неделю);
  • старшие классы (15-17 лет) – до 10-12 уч. часов в неделю (3 раза в неделю).

Если вы отдали ребенка в 2 кружка сразу или более, то нельзя заниматься в один и тот же день по одному и тому же направлению (например, это относится к спортивным тренировкам).

Практическая часть занятий не должна занимать больше 60-70% от всего урока. А непрерывное течение практической работы не должно превышать следующих нормативов:

  • 4-6 лет = не более 5 минут;
  • 7-9 лет = не более 7-10 минут;
  • 10- 11 лет = не более 10-13 минут;
  • 12-12 лет = не более 15-18 минут;
  • старше 14 лет = не более 20-25 минут.

Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге "Наши бедные богатые дети", заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться "на обочине жизни".

Говорят, самые надежные вложения - это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа - всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних - в несколько этажей, у других - размером с небоскреб.

Иностранные языки - обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание - для здоровья, шахматы - для интеллекта, теннис - это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба - воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка - классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном - тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких "поваляться на травке" и "погонять с друзьями" не стоит и мечтать. "Расслабляться" будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов - чтобы совместить приятное с полезным.

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе "офиса" встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы "проект" развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции - мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться - не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на "нулевой стадии". И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: "Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает". Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь - может, обратиться к логопеду?

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.


На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, "как большие". К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын "заменил ей спутника" - каждую неделю он "водит ее ужинать". Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой - в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, - не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: "У моего малыша за первый год - 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается".

Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение - "контейнерные дети".

Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит - организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон - это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

У состоявшихся людей "все должно быть супер". Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ - по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок - это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант - рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

Воспитание все больше напоминает "выращивание выставочных экземпляров", назначение которых - производить фурор. Где бы мы ни были - в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, "конвертируемыми" - в медали, оценки, дипломы.

Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка - значит, мама плохо справляется со своей работой: "Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!" - возмущается папа-бизнесмен.

Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами "чемпионскую программу" только с помощью постоянного давления.

Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает - нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.


Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, - достигай, становись, совершенствуйся. Любовь - как приз, а наказание за неуспех - лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: "В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования". В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: "проиграешь - перестану любить".

Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: "Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой". Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый... За словами "какой-то не такой" скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

В конце концов дети оказываются в изоляции - и физической, и психологической. Физической - потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической - потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. "У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде", - жалуется подросток из состоятельной семьи. "Везде" означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, "нигде" - отсутствие контакта.

Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

Устраивая ребенку "эффективное детство", подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом - в следующий раз.