Аудиозапись, микротемы, готовое сжатое изложение «У каждо­го из нас когда-то были лю­би­мые игрушки. У каждого из нас когда-то были любимые игрушки У каждого то были любимые игрушки

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
1 У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание.
2 В нашем высокотехнологичном веке реальная игрушка не столь привлекательна, как электронная или виртуальная. Но несмотря на это, игрушка всё же остаётся незаменимой для детей. Ведь, играя, ребёнок развивается, учится общаться и приобретает жизненный опыт.
3 Игрушка-это ключ к сознанию ребёнка. И чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить полноценного человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека. Нельзя воспитать хорошего человека с помощью «плохих» игрушек, имеющих негативную направленность. Each of us once had favorite toys. Perhaps, each person has related to them light and gentle memories, which he carefully keeps in his heart. Favorite toy - this is the most vivid memory from the childhood of each person. In the age of computer technology, real toys no longer attract such attention as virtual ones, but despite all the emerging innovations such as telephones and computer equipment, the toy still remains unique and irreplaceable in its way. After all, nothing learns or develops a child like a toy with which he can communicate, play and even acquire life experience. A toy is the key to the consciousness of a small person. To develop and strengthen positive qualities in him, make him mentally healthy, instill love for others, form a correct understanding of good and evil, we must carefully choose a toy, remembering that it will bring to his world not only his image, but also his behavior, attributes, as well as a system of values ​​and worldviews. It is impossible to raise a full-fledged person with toys of a negative orientation.
1 Each person in childhood had favorite toys, with which a bright, bright and tender memory carefully stored in the heart is connected.
2 In our high-tech century, a real toy is not as attractive as electronic or virtual. But despite this, the toy nevertheless remains indispensable for children. After all, playing, the child develops, learns to communicate and acquires life experience.
3 The toy is the key to the child"s consciousness. And in order to develop only positive qualities in it and grow a full-fledged person, you must carefully and carefully choose a toy, remembering that the toy has a very strong influence on the little person. You can not bring up a good person with the help of "bad" toys that have a negative orientation.

Текущая страница: 11 (всего у книги 40 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

Шрифт:

100% +

И

ИГРУШКА

У каждого из нас есть свои любимые игрушки. Когда мы вырастаем, они выполняют своего рода охранительные функции, становясь чем-то вроде талисмана. Однако каждая игрушка имеет многофункциональное назначение. Это не только предмет, предназначенный для детской игры или служащий целям воспитания. Игрушка – важный компонент истории и культуры общества, отражающий уровень его развития и фиксирующий своеобразие общественного сознания. Не случайно, что в течение длительного времени игрушки создавались в соответствии с представлениями взрослых о том, как и во что должен был играть ребенок, и таким образом отражали его мир. И только с течением времени те же куклы стали отражать и психологию ребенка, превратившись из нарядных разряженных красавиц в маленьких младенцев, получивших название «голышки».

Таким образом, можно сказать, что игрушка – это предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства, в котором соединяются выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства.

Игрушки как часть повседневной жизни детей существовали очень давно. В частности, еще в Древнем Египте (III тысячелетие до н. э.) были распространены куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. Играя с ними, дети познавали окружающий их мир, осваивали различные виды будущей деятельности.

Как показывают изображения Эрота в Помпеях, в Греции у детей были жесткие и мягкие мячи четырех видов (набитые конским волосом, перьями, шерстью), куклы и, что особенно важно, предметы для игр с куклами – миниатюрная глиняная посуда, мебель из кости и бронзы. Тогда же придумали кубики и настольные игры.

С развитием ремесел игрушки стали механизироваться и все больше соотноситься с миром взрослых. Любопытны появившиеся в эпоху средневековья игрушки, имитировавшие рыцарей и их вооружение. В эпоху Возрождения игрушки предназначались уже не только для игр и развлечения детей, они становились украшением интерьера и предметом коллекционирования для взрослых.

С развитием техники совершенствовалось и устройство игрушек. Например, в XVII веке в моду входят механические игрушки, имитирующие движения различных животных и птиц. Постепенно в Европе начинают складываться центры производства игрушек. Сегодня это одна из модных сфер индустрии, где используются самые современные технологии.

Русские дети играли в те же игрушки. Во время раскопок и глиняная посуда, и погремушки, и фигурки людей и животных найдены уже в слоях, относящихся к II тысячелетию до н. э. Первоначально они носили стилизованный характер и лишь со временем стали все больше соответствовать конкретному бытовому окружению ребенка.

Много игрушек обнаружено во время раскопок в Новгороде. Это и деревянные куклы, и посуда, и предметы для развлечений – волчки, свистульки, трещотки. Они показывают, что игрушки были широко распространены в Древней Руси.

В XVIII веке в России появляются привезенные из Европы механические игрушки, имитирующие движения живых существ – птиц, домашних животных.

Развитие игрушек связано и с бытованием народных промыслов. Они начинают возникать примерно с XIX века. Известны дымковская расписная игрушка из глины и богородская резная игрушка из дерева. В них отразилось как их функциональное предназначение для игр детей, так и приемы декоративно-прикладного искусства. Поэтому такие игрушки имеют и большую этнографическую ценность.

Собственно производство игрушек начинается с 70-х годов XIX века. Тогда же к ним начинают проявлять интерес и ученые-этнографы. Однако собирание игрушки начинается лишь на рубеже XIX–XX веков. В Сергиевом Посаде существует специальный институт игрушки (основан в 1918 году), при котором находится всероссийский музей народной игрушки.


ИДЕАЛИЗАЦИЯ (франц. idealisation) – в искусстве – отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения.

Подобное преувеличение или абсолютизация положительного начала (представление об идеальной красоте человеческого тела) внешне проявлялось в конкретном поиске какого-либо совершенства (построении тела по законам идеальной его красоты). Поэтому и не имело значения то, как данный предмет или явление могли выглядеть на самом деле – следовало говорить и воплощать только отвлеченный идеал. Подобная идеализация широко представлена в античной скульптуре.

Идеализация всегда означала разрыв с принципами реализма и уход от изображения правдивой картины жизни, а изучение действительности подменялось искусственно созданными критериями, некими нормами, по которым и следовало ее оценивать. Такая идеализация характерна прежде всего для искусства средневековья. В живописи и особенно в иконописи она стала художественным приемом, отразившимся в композиции картин, изображении действующих лиц (см. Икона). Каноничность изображения на основе принципов идеализации характерна для искусства более позднего времени, например периода классицизма. Она проявилась также в академической живописи и скульптуре начала XIX века.

Подобные проявления академизма порождали ответную реакцию и отход от этих принципов как на реалистическом уровне (творчество передвижников), так и на условном (импрессионисты).

Идеализация свойственна и искусству периода тоталитаризма. Она выражалась в сочетании реалистического подхода к изображению действительности с приближением к некоторому идеалу, определяемому той идеей, которую диктовало общество. В результате их соединения и получился тот метод, который принято называть социалистическим реализмом. В других странах (например, в фашистской Германии) он отразился как стиль великой империи и проявился прежде всего на пропагандистском уровне в искусстве агитации.


ИДЕЙНОСТЬ (греч. idea – понятие, представление) – в искусстве: идейная направленность художественного произведения, отражение в нем идейной позиции художника и взглядов определенной эпохи.

Конкретная реализация данного представления, например, в искусстве средневековья отражала христианские представления. Это означало прежде всего отображение действительности в заранее заданных художественных образах, а также активное воздействие на нее, воспитание воспринимающего субъекта в русле определенной нравственной концепции.

Идейность следует рассматривать в рамках анализа стиля любой эпохи, не только тех, где каноничность изображаемого являлась основным качеством, поскольку она проявляется в единстве с другой, не менее важной чертой искусства – его художественностью, т. е. высоким уровнем мастерства передачи идей в конкретно-чувственной форме художественных образов.

Очевидно, что идейность связана с отражающим ее субъектом и зависит от глубины и верности мировоззрения художника, а также от художественного образа и возникающих в связи с ним ассоциативных, чувственных восприятий.

Идейность следует отличать от тенденциозности искусства. Рассмотрим это более подробно. Любое искусство общественно и политически тенденциозно по своему содержанию, оно подчиняется той атмосфере, которая доминирует в обществе, и отражает ее. Это не внешнее, а внутреннее качество содержательной стороны искусства, поскольку находит отражение в ее основном приеме – образной системе.

Идейность и тенденциозность искусства проявляются также в сознательном отборе художником наиболее типичных черт, в морально-этической и эстетической оценке изображаемого им явления жизни. Так, представители русского демократического искусства XIX в. считали литературу и искусство «учебником жизни» и видели задачу искусства в том, чтобы произносить приговор ее явлениям. Отсюда главным критерием художественности изображаемого стал принцип достоверности и конкретности описываемого.

Идейной основой советского искусства 30–80 годов XX века служило учение марксизма-ленинизма. Поэтому оно и приобрело черты коммунистической идейности. Соответственно любое альтернативное искусство объявлялось безыдейным. Отсюда и возможность появления теории бесконфликтности, согласно которой герой мог быть положительным или не очень положительным.


ИДЕЯ (греч. idea – понятие, представление) – в искусстве это главная мысль художественного произведения, в которой обнаруживается общественная позиция художника и объективная направленность его искусства. От идеи зависит основное содержание художественного произведения, а содержание и особенности проявления идеи определяют трактовку художником темы и сюжета.

Конечно, идейность замысла еще не обеспечивает создание значительного художественного творения. Художественная идея связана прежде всего с политической, эстетической, а также эмоциональной и этической оценкой изображаемого.

Наряду с главной идеей произведение может содержать и несколько побочных, обычно вытекающих из главной или подчиненных ей идей.

Искусство может быть носителем и реакционных, и прогрессивных художественных идей. Например, идеи художников-передвижников – обличение некоторых сторон современной им действительности, протест против угнетения народа, защита его духовного и морального величия, любовь к Родине, горячая вера в ее светлое будущее – были прогрессивны для своего времени.

Для искусства ряда европейских стран в 30-е годы характерна идея сверхчеловека. С точки зрения самих мастеров того времени она выглядела прогрессивной, а в мировом контексте – реакционной, направленной на превосходство одной личности над другой. Однако, поскольку любая идея носит временный характер, в данных условиях она была исторически неизбежна.

В мировой истории искусства не так уж редки случаи, когда идея художественного произведения не совпадает с личной позицией автора, являясь отражением закономерностей правдиво и честно показанной художником действительности (например, творчество О. Бальзака, музыка Д. Шостаковича).


ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Так называют одну из древнейших разновидностей письменности, придуманную человеком за 3–5 тысяч лет до нашей эры. Она была основана на том, что каждому слову соответствовал определенный рисунок. Понятно, что число таких значков должно было соответствовать числу слов в языке. Все это сильно усложняло процесс письма, и поэтому с течением времени иероглифические системы письма усовершенствовались – появились слоговые и консонантные знаки (для записи согласных звуков).

Гласные звуки в иероглифическом письме не выражались. Так писали, например, в Древнем Египте. Однако для повседневного употребления подобная форма письма была слишком медленной и сложной, поэтому уже в Египте была создана упрощенная система письма – иератика, которой пользовались жрецы для записи религиозных текстов.

Кроме нее, применялось и курсивное демотическое письмо, которым записывали светские тексты. Кроме Египта, иероглифы использовались во II–I тысячелетии до н. э. хеттами и на острове Крит. Со временем на основе египетских иероглифов образовалась коптская письменность.

Значение египетских иероглифов долгое время не было известно. Только в 1822 году их расшифровал Ж. Ф. Шампольон. Он воспользовался текстами, обнаруженными на так называемом «Розеттском камне» – базальтовой стеле, содержащей текст, написанный иероглифами, на греческом языке и на египетском разговорном. Шампольон сделал интересные подсчеты. Иероглифический текст состоит из 1419 знаков, а греческий – всего из 486. Значит, иероглифы не могут передавать только слова или понятия, а должны передавать и звуки. Сопоставив греческий и древнеегипетские тексты, Шампольон шаг за шагом расшифровал значение 24 знаков. Оказалось, что в текстах встречается три типа знаков. Одни, названные им знаками-определителями, вообще не читаются, а только указывают на тип слова (например, чтобы не спутать собственное имя Лев с названием животного), другие передают звуки языка, а третьи – слова и части слов.

Иероглифами пользовались и в государствах доколумбовой Америки – древних майя и инков. Наиболее высокого уровня достигла иероглифическая письменность в Китае. В настоящее время она сохранилась и применяется лишь в некоторых странах Юго-Восточной Азии – в Китае, Корее, Японии.


ИЗРАЗЕЦ – один из видов художественной керамики, применяемый для облицовки стен или печи, в виде плитки различной формы. С задней стороны изразца расположен специальный коробчатый выступ (румпа) для закрепления в стене. Изразцы бывают гладкими или рельефными, а также живописными. Соединяясь в облицовку, они составляют декоративные фризы, панно, наличники, вставки, покрывая иногда целые стены.

В Европе изразцы известны с VIII века н. э. Широкое распространение изразцов началось в XVI–XVII веках. По технике исполнения различают «красные», т. е. неглазурованные изразцы, и «муравленные» – покрытые цветными эмалями. В разных странах были распространены изразцы с разными украшениями. Например, в Германии, Голландии, Швейцарии были распространены преимущественно белые изразцы с синим рисунком. В России – покрытые цветными глазурями. Их применяли с XV века для украшения фасадов каменных зданий.

В Москве изразцовое искусство как художественная отрасль начало развиваться с конца XV – начала XVI в. Производство керамических изделий в основном было сосредоточено в Гончарной слободе. Первоначально это были крупные терракотовые плиты с рельефными рисунками. Затем – красные терракотовые (без покрытия глазурями или эмалями) изразцы с простыми орнаментальными мотивами.

Дальнейшее развитие русского изразца шло по двум направлениям. С одной стороны, рисунки постепенно усложнялись и появлялись даже сюжетные композиции. С другой стороны, в связи с изобретением цветной поливы (краски, дававшей при обжиге стекловидный слой) началась работа по овладению полихромным обжигом.

Первые глазурованные изразцы зеленого цвета, так называемые муравленные, появились в Москве к концу 20-х годов XVII века. Но только в конце 1660 – начале 1670-х годов, после перевода белорусских мастеров изразцового производства в московскую Оружейную палату из Ново-Иерусалимского монастыря, искусство изготовления полихромией керамики приняло широкий размах. Нам известны имена тех славных умельцев – Степан Иванов по прозвищу Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев. Они владели техникой изготовления цветных эмалей. С этого времени новые орнаментальные формы и цветные композиции начинают использоваться и в зодчестве.

Соответственно меняется и роль изразца в системе декора здания. Если в постройках первой половины XVII века изразцовые вставки полностью подчинялись общему строю кирпичного декора, теряясь среди дробности и измельченности его форм (церковь Троицы в Никитниках), то в последней четверти столетия они заняли центральное место на фасадах, часто формируя их архитектурное решение.

Так постепенно декоративное убранство достигло полного единства и гармонии с общим решением фасадов. Наряду с акцентировкой поверхности отдельными изразцами (церковь Николы в Хамовниках) мастера применяли и крупномасштабные композиции из многих изразцов (фриз «павлинье око» в церкви Григория Неокесарийского).

В связи с постепенным освоением ордерной системы из рельефных изразцов стали делать и архитектурные детали: карнизы, колонны, наличники, порталы (Крутицкий теремок). Очень часто они имели рельефный орнамент, а с начала XVII века его подчеркивали росписью цветными эмалями. С начала XVIII века изразцы стали использовать преимущественно в интерьере, для облицовки печей.

Полихромные изразцы возрождаются в архитектуре стиля модерн, когда их начинают использовать для отделки зданий.


ИКОНА

Переделанное на русский лад греческое слово eikon – образ. Иконопись происходит от греческой портретной живописи. Значительную роль в ее становлении как вида искусства сыграли фаюмские портреты I–III веков н. э. Они были написаны восковыми красками на деревянных досках. Аналогично выполнены и древнейшие иконы (колтские и византийские).

Икону можно назвать «книгой для неграмотных». Об этом свидетельствует, в частности, обычай выставлять на аналой в день праздника какого-либо святого посвященную ему икону. В русской православной церкви даже сложился своеобразный тип небольшой иллюстративной иконы – таблетки.

Для понимания ее значения нужно остановиться на толковании иконы церковью. С точки зрения христианской догматики икона является таинственным символом божества, а вовсе не его точным изображением. Она предоставляет верующему не только зрительное, но прежде всего духовное общение с его «оригиналом». Поэтому иконопись и обладает собственным художественным языком, отличным от привычного нам языка живописи нового времени.

С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому важнейшим качеством иконы является и отрешенность, резкая отграниченность от всего живого, материального, плотского.

Первые иконы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Они были доставлены из западнославянских стран и Византии, где уже существовал особый культ – система почитания икон. Этот обычай происходил от римской традиции приветствовать портреты цезарей и полководцев. Уже с XI века появились русские мастера-иконописцы. Они внесли в византийскую иконопись много нового, оригинального, в частности, собственную трактовку образов, использование цветовой символики, отражение реальных исторических событий и создание собственного пантеона святых.

Подчеркивая их высокую духовность, мастера часто прибегали к символике деталей и цвета. Например, белый цвет означал нравственную чистоту, зеленый – надежду, красный – мученически пролитую кровь, синий – небо, багряный – божественность.

Наряду с одиночными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых русские мастера разработали оригинальный тип житийной иконы. Она состояла из средника с изображением святого, вокруг которого располагались небольшие картины – клейма, где иллюстрировались основные эпизоды биографии святого. Их сюжет развивался с верхнего левого угла иконы направо, а затем вниз.

Особенно широко распространены иконы с изображением Богоматери. Древнерусские мастера создали собственную трактовку основных типов икон с данным образом. Согласно легенде, первая икона и была портретом Богородицы, который написал с натуры евангелист Лука. Икона Владимирской Божьей матери стала хранительницей (палладиумом) города Москвы и всего русского государства.

Иконы различаются и по величине. Самые большие предназначены для храма, меньшего размера – для домашних интерьеров, а самые маленькие, панагии, – для ношения на груди в виде защитительного амулета или как знак архиерейского достоинства.

Необходимо иметь в виду, что на Руси роль иконы никогда не сводилась лишь к участию в определенных ритуалах. Поэтому в иконописи местных школ часто заметны фольклорные, а иногда и дохристианские представления – сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность, жизнеподобие изображений.

Следует также иметь в виду, что иконопись вовсе не является непременной принадлежностью христианского культа. В Монголии, например, сложилась своя собственная техника и иконография канонических изображений различных ламаистских божеств и святых. Для нее характерна строгая иерархичность изображений и цветовая символика, основанная на сочетании золота с красным или черным фоном.


ИКОНОГРАФИЯ (греч. eicon – изображение и grapho – пишу, описываю) – строго установленная система изображения какого-либо лица, сюжета или события. Наиболее четко иконографические типы были развиты в иконописи, где они регламентировались специальными образцами – подлинниками. Сложились подобные типы и в искусстве нового времени. Они представлены рядами произведений живописи, графики и скульптуры (часто очень неравноценных по художественным достоинствам). Изображая популярного персонажа или сюжет, художники следовали своим предшественникам, поскольку в течение многих столетий (до недавнего появления фотографии) других образцов просто не существовало.

Нередко иконографией называют и систему признаков изображения определенного персонажа или сюжета. Так поступил, в частности, известный искусствовед Н. П. Кондаков при изучении византийских эмалей. Нередко знание иконографии определенного лица помогает установить подлинность или авторство произведения искусства.


ИКОНОСТАС (греч. eikon и stasis – место стояния – алтарная преграда в православной церкви, отделяющая алтарь от остального пространства храма)

В древних византийских храмах алтарь отделялся невысокой преградой, сделанной из дерева или из камня. На Западе эта традиция не получила развития, а в восточной Европе иконостас вскоре превратился в своеобразную подставку для икон. Прежде всего усложнилась ее форма: появились 12 колонн по числу апостолов и 3 входа, символизирующих христианскую Троицу. Позднее колонны закрыли деревянным щитом, на котором размещали иконы. Данная форма иконостаса и получила широчайшее распространение на Руси.

Количество икон также менялось. Первоначально ограничивались лишь одной иконой с изображением Спасителя, затем к ней добавили еще две доски с предстоящими справа и слева Богородицей и Иоанном Предтечей. Такая композиция получила название деисус, что в переводе с греческого означает моление.

Только в конце XIV – начале XV века благодаря художникам Феофану Греку и Андрею Рублеву в русских храмах появляется тот иконостас, к которому мы привыкли сейчас.

Иконостас имеет пять рядов: нижний – наместный – ряд состоит из изображений святого покровителя храма, Богоматери, Иисуса Христа и Троицы; над этим рядом расположен деисус, а также икона «Спас в силах», изображение Христа в окружении шестикрылых серафимов и многоглазых херувимов. Третий ряд иконостаса – праздничный – состоит из 12 изображений главных христианских праздников. Четвертый, появившийся только в XVI веке, содержит изображения пророков, а пятый ряд посвящен событиям Ветхого завета.

Сложный многоэтажный иконостас является наглядным изображением небесной иерархии, а также основных событий мироздания и библейской истории.


ИЛЛЮЗИОНИЗМ – имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства. Впечатление реальности может быть создано различными путями. Например, мастера эпохи Возрождения иногда включали в свои картины изображения окон, за которыми располагался соответствующий пейзаж.

Иллюзионизм стал одним из главных принципов искусства барокко. В нарочито декоративных интерьерах построек можно увидеть панно, расширяющие размеры помещения или создающие иллюзию отсутствия потолка.


ИЛЛЮСТРАЦИЯ – разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая своим назначением образное пояснение (и отчасти дополнение) печатного или рукописного текста.

Иллюстрация – важная составляющая текста, помогающая читателю зрительно представить образы героев, место действия. Сюда обычно относят рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции. Предполагается, что настоящая иллюстрация должна составлять с текстом единое целое, дополняя и углубляя его восприятие. Поэтому считается, что иллюстрации чаще всего бывают книжными. Однако они могут существовать и вне книжного текста, например, в виде ряда совместно экспонируемых или публикуемых произведений. Становясь частью художественного оформления книги, газеты, журнала, иллюстрация обычно дополняется другими декоративными элементами – заставками, концовками, инициалами.

Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае в VI–VII веках, получив особое распространение с XII века. В конце XVI века в Китае была изобретена и цветная гравюра на дереве. Для этого на один и тот же лист последовательно печатали несколько изображений различными красками, которые и составляли цветную картину. Важной особенностью китайской ксилографии являлось то, что на досках вырезали не только иллюстрации, но и текст книги. Лишь со временем его стали набирать из отдельных литер.

Искусство иллюстрации в Европе возникло намного позже. Еще до изобретения книгопечатания были широко распространены иллюстрированные рукописи. Первоначально они иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания иллюстрации также выполнялись от руки, но достаточно быстро для этого стали применять ксилографию.

Обычно европейскую ксилографическую иллюстрацию датируют XV веком. Она органически дополняла текст, способствуя распространению прежде всего церковных знаний. Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, а после изобретения книгопечатания помещались вместе с набором.

Характерно, что иллюстрированием книг занимались въедающиеся художники своего времени (Г. Гольбейн младший, А. Дюрер, П. Рубенс, Э. Делакруа, А. Менцель, И. Репин). Совершенствование полиграфической техники сразу же влияло и на качество иллюстрации.

К началу XVIII века сложилась особая отрасль графического искусства – книжная графика. Она развивалась во всех странах, но одна из крупнейших школ сложилась в России. Крупнейшими мастерами русской реалистической книжной иллюстрации XIX в. были А. А. Агин, К. А. Трутовский, П. М. Боклевский, П. П. Соколов. Большой художественной выразительности достигли иллюстрации художников группы «Мир искусства» – А. Бенуа, Л. Бакста, Е. Лансере. Видя свою задачу в глубоком и полном образном раскрытии узловых моментов литературного повествования, художники уже XX века Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, Н. Н. Жуков, В. А. Фаворский, Д. А. Шмаринов и многие другие создали замечательные иллюстрации к лучшим произведениям классической и современной литературы.

Следует отметить, что далеко не всегда иллюстрация бывает основана на реалистических приемах изображения. Так, используя приемы условности, гротеска, нарочитого смещения объемов, художник Э. Неизвестный создал один из наиболее известных иллюстративных циклов к романам Достоевского. В графических образах он раскрывает сложнейший внутренний мир героев писателя.


ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio – подражание, подделка) – художественный прием, распространенный в различных видах изобразительного искусства, архитектуре, литературе и музыке. Его главная особенность заключена в том, что автор одного произведения точно воспроизводит стилевые, художественные или образные черты другого.

Цели имитации могут быть различными. Например, римские скульпторы часто имитировали стилистику древнегреческих статуй. Изображая римских императоров, они придавали им черты античных богов.

Широкое распространение приобрела имитация в искусстве эпохи Возрождения. Так, Микеланджело изобразил библейского Давида, имитируя стиль греческой статуи.

Особенно часто применяется имитация в архитектуре. Начиная с XV века европейские зодчие включали в свои постройки тщательно воспроизведенные детали античных храмов – колонны, портики, фронтоны. Имитацию памятников античной архитектуры можно считать одной из характерных черт зодчества классицизма. Но особенно широкое распространение имитация приобрела на рубеже XIX–XX веков. И архитекторы, и художники, и скульпторы мастерски имитировали стиль выдающихся творений прошлого.

Применительно к музыке имитация имеет несколько иное значение. Так называют прием музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, имитируя его. Например, знаменитая ария Кармен из оперы Визе построена на имитации мелодии народного танца.

На неоднократной имитации одного и того же мотива основана стилистика таких музыкальных форм, как фуга, вариация, канон. Имитация свойственна прежде всего полифонической музыке, например итальянской.

Широко представлена имитация в мелодике народной песни, когда исполнители поочередно распевают одну и ту же музыкальную фразу определенным образом, варьируя ее тональность. Так из одного оборота-попевки получается песня. На принципе имитации построены мелодии северной русской народной песни, песен донских казаков.


ИМПРЕССИОНИЗМ

Развитие культуры последней трети XIX века в Европе связывается с подлинным переворотом и появлением совершенно отличных от прежних направлений в живописи. Первым из них стал импрессионизм, развивавшийся в обстановке острой борьбы реализма с академическим искусством. Изменениям подверглось буквально все: и техника письма, и сюжеты, и жанровая направленность. Традиционные религиозные и исторические предметы изображения уступают место пейзажным зарисовкам и городским сценкам. Вместо спокойной смены цветовой палитры приходит техника письма мазками, отдельными цветовыми пятнами. Главным становится сила и свежесть «первого впечатления», воспроизведение авторского взгляда на предмет, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения, переход от одного времени суток к другому. Импрессионисты утверждали красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок.

Отсюда и название нового направления – импрессионизм. Среди его представителей – К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро. Именно картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и дала название новому художественному феномену.

Импрессионизм стал первым течением нового направления, позже получившего название модернизм, то есть современный, отличный от всего предшествующего искусства. Первая независимая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году и преследовала цель не только отделиться от «академиков», но и добиться большего натурализма изображения с помощью тщательного подбора тонов и оттенков, а также новым цветовым решением. Всего с 1872 по 1886 г. состоялось 8 выставок. Период наивысших достижений импрессионизма связан с 1870–1880 годами. Однако ряд художников – Моне, Писсарро, Сислей – сохранили верность этому методу до конца своих дней.

Импрессионизм оказал огромное влияние на формирование культуры живописи последующих 100 лет. Именно технические приемы импрессионистов послужили основой для новых творческих поисков постимпрессионистов, в основе манеры которых – рационализированный способ применения красок, строгое деление цвета. Среди его представителей – П. Сезанн, В. Ван Гог и П. Гоген, иногда сюда относят и А. Тулуз-Лотрека. Своей задачей они считали поиск новых, более созвучных новой действительности изобразительных средств.

Импрессионизм рассматривался и как конец натурализма, обязательности для художника следования натуре, что привело к изменению акцента и взгляда на формальное искусство как на одну из форм отражения переживаний художника. Именно импрессионизм послужил толчком для появления абстрактного искусства, а в начале XX века к возникновению таких течений, как кубизм, конструктивизм, ташизм, где в основе лежало свободное обращение с изображаемым предметом, произвольная компоновка составляющих его частей и свободное расположение изображаемого предмета на плоскости (в пространстве).

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Each of us once had favorite toys. Perhaps every person has associated bright and tender memories that he cherishes in his heart. Favorite toy is the brightest memory from each person"s childhood.

In the age of computer technology, real toys no longer attract as much attention as virtual ones, but, despite all the emerging innovations such as phones and computer equipment, the toy still remains unique and irreplaceable in its own way. After all, nothing teaches and develops a child like a toy with which he can communicate, play and even gain life experience.

A toy is the key to the consciousness of a little person. To develop and strengthen positive qualities in him, make him mentally healthy, inculcate love for others, form a correct understanding of good and evil, you must carefully choose a toy, remembering that it will bring into his world not only his image, but also his behavior, attributes, as well as the system of values ​​and worldviews. It is impossible to bring up a full-fledged person with the help of negative toys.

Сжатое изложение ОГЭ – не самое просто задание для нервных людей, которые переволновались на экзамене. К сожалению, наш мозг имеет особенность в самый ответственный момент пропускать всю важную информацию мимо, поэтому если вы заранее не подготовились к аудированию, не приучены запоминать текст на слух и фиксировать основные детали, то вам будет очень тяжело написать изложение по памяти. К счастью, все тексты к злосчастному ОГЭ по русскому доступны в печатном виде. Ознакомиться с ними Вы можете прямо сейчас.

Немного полезной информации для ориентации в пространстве. Аудиозаписи в ОБЗ располагаются двум ссылкам: Речь (Р) и Информационная обработка текстов различных стилей и жанров (ИОТРСЖ). Количество их разнится: 38 (Р) и 35 (ИОТРСЖ). Некоторые аудиозаписи исчезли, поэтому не ленитесь лишний раз посмотреть, что же все-таки пригодится, ведь на место старых пришли те, о которых вы еще понятия не имеете. Зато есть и положительный аспект: одним выстрелом можно убить четырех зайцев, ведь некоторые аудиофайлы повторяются.

Обратите внимание! Каждый текст имеет заглавие: первую фразу, с которой начинается запись и номер, присвоенный ему организаторами ОГЭ.

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки: 3ee3FD

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки, такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Когда мне было лет десять: 2408B6

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни.

Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью.

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка: 5C1D07

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Мы часто говорим о сложностях: DE831E

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

Одному человеку сказали: 14CC2B

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал… ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Времена меняются, приходят новые поколения: 514cD3

Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви — это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

Любовь — это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

Неуверенность в себе: c013D0

Неуверенность в себе — проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно — в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей — вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные. Каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное — ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Сущность понятия «власть»: A08E59

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

Что такое искусство: 1E8AA8

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

Война была для детей жестокой: 5E6CAC

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.

Универсального рецепта…просто нет: E1CBD5

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор — дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

Есть ценности, которые изменяются: 901369

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба — это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство — отличительная черта настоящей дружбы.

Слово «мама» – особое слово: cA2891

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

В обществе, где культивируется идея индивидуализма: 03C806

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов,кроме наших собственных?

И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

И что же больше отвечает нашим интересам – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.

Я вспоминаю сотни ответов: 173233

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал - добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых - это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

В детстве человек счастлив: 161694

В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок – существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.

А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.

Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой».

Меня предал родной человек: DE398F

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: » Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть — функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но, для того чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

Всё дальше уходит Великая Отечественная война: 9F7F88

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем — и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.

В современном мире нет человека: 2180EE

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

Чтобы оценить доброту: 6E4449

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

Если отнять у человека способность: C7DF03

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

В чём польза чтения: C9D678

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (168 слов)

Что такое хорошая книга: FE03F7

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. (174 слова)

Иметь семью и детей: 9ABE05

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям. (по Белову, 148 слов)

Слово «культура» многогранно: 3EB622

Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение.

Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. (по М.Цветаевой, 152 слова)

Что значит быть культурным человеком: AA9E09

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека — увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (143 слова)

Некоторые считают, что человек взрослеет: 2BF0BB

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Что такое дружба: BA9370

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба — равенство и сходство. Но в то же время дружба — это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

Дружба — это не что-то внешнее: 2E31AB

Дружба — это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.

Текст 31: Нам лишь кажется

Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, — это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.

Текст 32: Многие думают, что быть искренним

Многие думают, что быть искренним — значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним — это познавать себя.

Текст 33: Каждый человек ищет место в жизни

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу» — слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Текст 34: Когда я учился в школе (2D98B8, EF499D, 035D23, F4DCBC)

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость — это время сближения.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчать жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: «Береги честь смолоду»? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.

Текст 35: Что же действительно заключается в этом (B02C98, 94DA17, A38FC0, 39F272)

Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба — это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.

Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас — это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.

Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранить в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но несмотря на все появившиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё таки отражается неповторимой и незаменимой в своём роде. Ни что так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психологически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильные понимание добра и зла. Необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, а так же систему ценностей и мировоззрений. Не возможно воспринимать полноценного человека с помощью негативных паправлености

у каждого из нас когда-то были любимые игрушки.любимая игрушка- это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде,несмотря на появления компюьтерных техники.
Игрушка- это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества. В его мир не только входит эти вещи, но и систему ценностей и мировозрений.Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.