Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все “за и против” – мнение психологов. Отдавать ли ребенка в детский сад Что говорят специалисты

Сначала давайте вместе пораз­мышляем над вопросом: чего мы сами ждем от детского сада? Каждый неравнодушный родитель понимает, что успешное по­сещение дошкольного учре­ждения состоит не только в том, что ребенок ходит туда без слез и не болеет, а еще и в том, что в этом учрежде­нии созданы благоприятные условия для развития детей, подходящие вашему ребенку и соответствующие вашим родительским возможностям. И конечно, крохе в саду должно быть комфортно, ве­село и интересно.

Плюсы садика

Что же хорошего в посеще­нии детсада?

1. У малыша появляется воз­можность регулярно и долго общаться со сверстниками. Дело в том, что начиная с 3 лет (а уж с 4 - совершен­но точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. Сверстники становятся необ­ходимы хотя бы для того, что­бы устраивать с ними совмест­ные сюжетно-ролевые игры.

2. В саду кроха получает опыт общения с воспитателями, ко­торый позже поможет ему из­бежать проблем с учителями в школе. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, с разными характе­рами и требованиями.

3. Взрослые в детском саду меньше потакают ребенку, и он быстрее знакомится с правилами поведения и дис­циплиной. Обучающим для малыша является и поведение других ребятишек.

Дети с радостью откликаются на доброту одногруппников

Подобный опыт формирует такое важнейшее для жиз­ни качество, как децентрация - умение посмотреть на себя со стороны, а позже и посмотреть на мир глаза­ми другого человека. Ины­ми словами, малыш понимает, что он вовсе не пуп земли.

Многие родители могут на это возразить, что дети приносят из детского сада также грубые слова и глупые игры. Но тут уж нужна ваша помощь: малыш не может без взрослого разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Польза от пребывания в дет­ском саду зависит и от состава группы, и от личных качеств воспитателей, и от участия в садовской жизни ребенка его родителей.

Относительным преиму­ществом сада является воз­можность интеллектуально­го развития детей. Почему относительным? Потому что одного садовского образова­ния для полноценного раз­вития способностей малышу недостаточно. В садике кроха имеет возможность несколько раз в неделю участвовать в за­нятиях по рисованию, лепке, музыке, физкультуре. Возмож­но, там даже есть театр. Все остальное время детям предо­ставляется возможность спон­танной игры, в которой вос­питатели никак не участвуют. Но ни в какой другой деятель­ности ребенок не обучается так быстро, как в игровой.

Музыка, рисование, лепка принесут больше пользы, если карапузы познакомятся с ними в игре. Одно дело - просто слепить из пластилина домик, и совсем другое - по­строить дом, в котором живут и действуют сказочные герои.

Когда отдавать ребенка в детский сад

Идеальный возраст

Большинство дошкольных уч­реждений готовы принять де­тей начиная с 1,5 лет. Это тот возраст, когда многие мамы устают от грудного вскар­мливания, неорганизованной активности малыша, его не­умения выполнять правила и вечного желания играть. Нередко родители теряются перед новыми задачами - приучением к горшку, само­стоятельному засыпанию, уборке игрушек. Если такого рода проблемы существуют, то отправить ребенка в ясли кажется просто волшебным выходом: „Там его быстро к чему надо приучат».

Полуторагодова­лый малыш еще слишком зависим от мамы, и рас­статься с ней на­долго ему тяжело

Если у крохи нет возможно­сти ежедневного интересного для него общения с другими близкими людьми (папой, ба­бушками и дедушками, стар­шими братьями и сестрами), то преодоление зависимости от мамы происходит дольше и труднее. Любые расстава­ния могут быть очень болез­ненными.

Да, ребенок в яслях дей­ствительно легче обучается навыкам самообслуживания и дисциплине. Но какой ценой дается эта легкость, стоит задуматься.

Большинство детей при­обретают психологическую готовность к детскому саду в 3-4 года. К этому возрасту ребенок уже владеет навыка­ми самообслуживания, может понятным для других образом объясняться, не боится оста­ваться без мамы на некоторое время, проявляет интерес к сверстникам, имеет устой­чивый и тренированный имму­нитет и потому реже болеет.

Период адаптации к сади­ку у одних детей проходит быстро и легко, а у других затягивается и даже стано­вится причиной длительного стресса. Как быть?

Чтобы помочь ребенку сгладить этот непростой период, давайте разберемся, ка­ковы причины осложненной адаптации. Они могут быть вну­тренними (завися­щими от ребенка и его семейной си­туации) и внешними (зависящими от усло­вий, в которые попал я малыш).

Что такое „не хочу»?

Если более 2-3 недель у крохи появляются и не проходят сле­дующие симптомы, то можно говорить о том, что стресс привыкания принимает пато­логическую форму и стано­вится вреден для ребенка:

частые простуды;

нестабильная температу­ра тела при отсутствии за­болеваний;

снижение аппетита;

беспокойный сон и плач по ночам;

раздражительное настро­ение, истерики;

усиление или возникнове­ние энуреза, заикания, тиков;

„прилипание» или, наобо­рот, недоверие к родителям;

регрессивное поведение (ведет себя как маленький);

пугливость и страхи;

невротические движения (раскачивание, сосание паль­цев, аутоагрессия и др.);

двигательная буря (ребе­нок после садика носится, кричит, буянит);

отсутствие контактов в группе.

Чем опасна для ребенка затянувшаяся адаптация к новым условиям? По­следствия зависят от при­чин, а также от того, как относятся к ситуации ро­дители. Например, у часто болеющего крохи снижа­ется иммунитет, появляет­ся имидж „слабенького», возникают психосоматиче­ские предпосылки убегать от жизненных трудностей в болезнь. „Продавлива­ющая» тактика родителей („Ничего, пострадает и пе­рестанет», „Все привыкают, и он привыкнет») может при­вести к потере доверия меж­ду родителями и малышом.

Неудачный первый опыт социализации может распро­страняться впоследствии и на другие области: школу, круж­ки и секции, лагеря.

Готовность номер один

Для начала стоит проанали­зировать ситуацию.

Узнайте мнение родите­лей, дети которых посещают выбранный вами садик (такую информацию можно получить на форумах или при личных встречах в конце рабочего дня в детском саду).

Поговорите с заведую­щей о методах и программах развития детей, о заболева­емости в саду, расскажите о характере своего ребенка и попросите рекомендации по выбору группы.

Узнайте у психолога об особенностях группы.

♦ Расспросите воспитателей о детях в группе, спросите их, как лучше подготовить ребен­ка к саду.

Подготовка малыша долж­на начинаться не позже чем за месяц до поступления в детский сад (ясли).

Для того чтобы сориенти­ровать кроху, что и как будет происходить в новом коллек­тиве, пока не придумано ни­чего лучше, чем играть дома в детский сад.

Проигрывайте как положительные (праздник, про­гулка), так и про­блемные ситуации

Чтобы снять лишние поводы для стресса, полезно научить ребенка навыкам самооб­служивания и соблюдению простых правил того учре­ждения, в которое он идет: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова воспитателям, убирать за со­бой игрушки.

Если родители до посту­пления в садик могут создать условия для общения малыша со сверстниками, ему будет легче налаживать отношения с детьми, а значит, адаптация пройдет успешнее. Для этого можно водить маленького не­поседу в группы раннего раз­вития, в спортивные секции, в гости к родным и знакомым, у которых есть дети.

Ребенку любого возра­ста важно, чтобы родители объясняли ему мотивы своих поступков. Крохе непонят­но, что такое „мама пошла на работу», поэтому важ­но рассказывать ему о сво­ей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Рассказ о том, как вы вместе прове­дете вечер и выходные дни, может утешить кроху по до­роге в детский садик больше, чем внушение ему установок типа „Все туда ходят, и никто не плачет».

Полезно познакомить ре­бенка с садиком заранее: с согласия воспитателя мож­но погулять несколько дней вместе с группой, посетить детсадовский праздник.

Хорошее начало

Первые несколько недель пребывания малыша в дет­ском саду будьте более внимательны к его самочув­ствию и настроению. Одни дети не нуждаются в специ­альных условиях для отдыха после сада, а другим просто необходимо предоставлять эту возможность. Для таких крох в первую очередь надо уменьшить нагрузку на не­рвную систему. Не включай­те при ребенке громкую му­зыку, не читайте страшные сказки, не водите на шумные мероприятия. Лучше даже не оставлять его одного с родственниками, потому что тоскует в садике он именно по маме и папе, а не по ба­бушкам с дедушками.

Чтобы эту тоску сгладить, очень важно полноценное вечернее общение с родите­лями. Поговорите с малы­шом по душам, поиграйте, погуляйте вместе, почитайте книгу, полежите рядом.

Если вечером кроха не про­являет признаков обиды на маму, то такой вариант может быть хорошим выхо­дом для многих семей.

Протесты против детско­го сада могут появиться уже на второй-третий день, поэ­тому хорошо, когда малыш имеет возможность гибкого графика посещения садика: „Давай сегодня ты пойдешь в сад, а завтра у тебя точно будет выходной». Маме уда­ется мягко помочь ребенку в адаптации, не подавляя его волю и учитывая его желания. Крики, слезы, замкнутость или боязнь воспитателей, одногруппников не должны становиться для родителей поводом для насмешек и но­таций: это не вина ребенка - это его беда.

Кроха плачет, когда его при­водят в сад. и не хочет вас отпускать? Не стоит впадать в крайности: рыдать вместе с малышом или строго от­правлять его в группу. Луч­ше поговорите с ним о тех со­бытиях, которые произойдут в течение дня, о предстоящей встрече и планах на вечер.

Состояние родителей, их настрой сильно влияют на ма­лыша, поэтому важно самим не бояться, не испытывать чувства вины, не считать ребенка слабеньким и беспо­мощным. При расставании ма­лышу важно знать, куда ухо­дит мама, когда она придет, быть уверенным, что с мамой ничего не случится.

И еще. Не ко всем условиям стоит привыкать (например, грубые воспитатели, про­блемные дети в группе). Иног­да их лучше просто поменять. А с остальными трудностями ваш кроха справится! Пре­одолевая кризисы, малыш взрослеет, становится силь­нее, устойчивее, независимее и самостоятельнее.

Внутренние и внешние причины сложного привыкания к саду

Внутренние

Частые и длительные разлуки с мамой, тяжелый опыт госпитализации.

Индивидуальные особенности здоровья (осложненный анамнез): повышенная нервная возбудимость, гиперактивность, отставание

в развитии, слабый иммунитет.

Неготовность к разлуке с матерью (симбиотическая зависимость).

Неконструктивные особенности стиля материнско-детских отношений: гиперопека, гипоопека, гиперконтроль.

Внутрисемейные конфликты .

Неумение подстраиваться под других людей, излишние жадность, обидчивость.

Неподготовленность к новому образу жизни. Например, несовпадение семейного режима и садовского, неумение малыша поль­зоваться навыками самообслуживания, отсут­ствие привычки выполнять просьбы взрослых, энурез и другие индивидуальные проблемы.

Объективные, внешние

Неправильное поведение воспитателей (окрики, наказания).

Сложные дети в группе. Иногда достаточ­но пары агрессивных грубиянов, чтобы вся группа находилась в состоянии стресса.

Несоответствие уровня развития ребен­ка среднему уровню детей в группе. Плохо может сказаться как отставание (с крохой никто не хочет играть), так и опережение („умнику» скучно).

Не соответствующие нормам и потреб­ностям развития педагогические методики. Например, увлечение воспитателей урочной формой занятий может вызвать скуку или даже активный протесту некоторых детей.

Бедность игрового материала, отсутствие увлекательных занятий, возможности побегать, поиграть в активные, подвижные игры в группе или на детской площадке во время прогулки

В какой детский сад отдать ребенка? 16 признаков отличного детского сада

В какой детский сад отдать ребенка? Этот вопрос становится актуальным для всех мам, выходящих на работу после декретного отпуска. И конечно, очень важно выбрать тот детский сад, где вашему ребенку будет комфортно, где он будет гармонично развиваться и где проведет 3-4 ближайших года жизни.

Появление ребенка в семье полностью меняет жизнь родителей. Теперь все внимание приковано к малышу, такому беззащитному и беспомощному. Мамы с волнением прислушиваются, как младенец дышит? Переживают, достаточно ли кроха кушает? А вдруг его что-то беспокоит, но он не может об этом рассказать? И вот уже позади первые месяцы, дочурка или сыночек с удовольствием грызет яблоко, исследует пространство квартиры или загородного дома и выговаривает первые смешные словечки. Кажется, можно вздохнуть с облегчением, но тут возникает новая проблема: выход из декретного отпуска подразумевает передачу драгоценного чада на попечение других людей.

Неработающие бабушки, готовые взять на себя заботы о внуках, есть далеко не у всех. Квалифицированные няни, которым можно без опаски доверить ребенка, не только обходятся дорого, но и найти такую доверенную няню – это целая проблема. Поэтому большинство российских семей пользуются услугами дошкольных учреждений. Медики и психологи называют оптимальным возрастом для перехода в новые условия период от 2,5 до 3,5 лет. В это время быстрей происходит адаптация, потому что любознательные крохи нуждаются в свежих впечатлениях, общении со сверстниками. Но заботливых мам несказанно страшит предстоящее расставание с малышом, а в голове крутится масса тревожных мыслей:

  • Как мое солнышко вольется в коллектив?
  • Сможет ли самостоятельно питаться?
  • Не станет ли скучать и плакать?
  • А вдруг доченьку или сыночка обидят агрессивные ребята или злые воспитатели?
  • Что делать с постоянной угрозой заражения простудными и инфекционными заболеваниями?
  • Как предотвратить травмы, получаемые из-за недостаточного присмотра?
  • В какой детский сад можно отдать ребенка без опаски?
На форумах и придомовых детских площадках можно услышать как об уютных садах с доброжелательным отношением к воспитанникам, так и о заведениях с жуткой антисанитарией и равнодушным персоналом. Это только усиливает переживания, а трагические случаи, о которых сообщают новостные программы, и вовсе вызывают страх. К сожалению, подобные ситуации случаются, когда родители недостаточно серьезно относятся к выбору учреждения: отдают ребенка в сад, который удобен взрослым из-за расположения, не обращая внимания на другие факторы:
  • отправляют в любое заведение, где имеются свободные места;
  • не интересуются качеством услуг;
  • слишком полагаются на чужое мнение, не вникая в подробности.
Чтобы спокойно отправиться на работу, нужно подобрать место, куда малыши идут с удовольствием, а возвращаются веселыми, довольными и здоровыми. Каждый родитель мечтает найти самый лучший детский сад, где любимое чадо проведет ближайшие несколько лет. Поэтому о выборе дошкольного учреждения необходимо позаботиться заранее, тщательно рассмотрев все недостатки и достоинства.

ВИДЫ ДЕТСКИХ САДОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Система дошкольного образования в России позволяет родителям выбрать учреждение, подходящее индивидуальным требованиям. Организации классифицируются по принадлежности и направлению деятельности.

Форма собственности:

  • Муниципальные учреждения находятся в подчинении управления образования, обязаны соответствовать утвержденным стандартам, определяющим число детей в группах, требования к питанию и режиму. При скромном государственном финансировании сложно рассчитывать на разнообразную пищу, избыток игрушек и материалов для занятий. Но при активной позиции директора этот вопрос успешно решается за счет спонсорской или шефской помощи.
  • Ведомственные сады предназначены для работников определенного предприятия. Они менее заполнены, имеют хорошую материальную базу и профессиональный педагогический состав.
  • Частные заведения предлагают разнообразные образовательные и оздоровительные программы, индивидуальный подход, возможность инспектировать кухню, получать отчет о финансовой деятельности.
  • Предприятия семейного типа размещаются в частных домах, квартирах или съемных помещениях. Существуют дорогостоящие группы, куда приглашаются квалифицированные повара и преподаватели, и бюджетные варианты. Многие считают, что няня, у которой под присмотром 3 – 5 малышей, надежней, чем самый лучший воспитатель детского сада.
Специализация:

Дошкольные учреждения обязаны обеспечивать не только уход и присмотр, но и реализовать оздоровительные, воспитательные, образовательные программы. В зависимости от уровня и особенностей деятельности, сады делятся на категории:

  • общеразвивающие;
  • оздоровительные;
  • компенсирующие;
  • комбинированные;
  • центры раннего развития.
В какой детский сад отдать ребенка, родители решают исходя из особенностей развития, состояния здоровья, увлечений ребенка и собственных материальных возможностей. Подобрав тип учреждения, стоит познакомиться с каждым из возможных вариантов поближе, собрав максимум информации.

ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ЛУЧШИЙ ДЕТСКИЙ САД?

Переход из заботливых маминых рук под опеку воспитателей, адаптация в коллективе – это серьезные испытания для крохи. А для родителей выбор учреждения – важное мероприятие, от успеха которого зависят здоровье, развитие, эмоциональное состояние ребенка. Поэтому нужно засучить рукава, взять в руки блокнот и настроиться на то, что придется на время освоить профессии следователя, журналиста, разведчика.

1. Оптимальное местонахождение

Очень удобно, когда сад расположен за углом от дома, но он может не подходить по другим показателям. Не всегда график работы взрослых совпадает со временем открытия и закрытия детского учреждения. Многие родители чувствуют себя спокойней, если сын или дочка находятся недалеко от места службы, это позволяет быстро отреагировать при возникновении экстренной ситуации. Для здоровья ребенка важно, чтобы большую часть дня он пребывал в районе с благоприятной экологией, отсутствием загруженных трасс, шумных и вредных производств.

Определив список мест, которые устраивают по расположению, направлению деятельности и ценовому диапазону, отправляемся осматривать заведения сквозь экран монитора.

2. Наличие информативного действующего сайта

Выбирая лучший сайт детского сада, стоит обратить внимание на публикацию устава организации, лицензии, сведений о государственной регистрации, отчетов о проводимых проверках. Кроме обязательной документации, ресурс должен содержать сервис для общения педагогов и родителей, полезные статьи, фото творческих работ и поделок. Видео ролики о мероприятиях позволяют судить, насколько активно персонал занимается раскрытием творческого потенциала воспитанников.

Даже если все пункты полностью устраивают, лучше расспросить мнение тех, кто знает о реальном положении дел, пообщавшись на городских форумах. Собрав виртуальную информацию, идем на экскурсию, чтобы оценить достоверность красивых картинок и правдивость отзывов.

3. Обустроенность территории

Участки при детских учреждениях огораживаются заборами, не имеющими острых деталей и больших проемов. Обязательно оснащение зданий кнопками тревожной сигнализации, приветствуется установка видеонаблюдения и приглашение квалифицированной охраны. Каждая группа обеспечивается уличной площадкой из расчета от 7 до 9 м2 на одного ребенка. Оборудование для подвижных игр должно соответствовать возрастным и санитарным нормам, находиться в исправном состоянии. Ухоженные территории отличаются обилием зелени, свежеокрашенными лавочками и качелями, чистыми дорожками и песочницами.

4. Экстерьер и интерьер здания

Едва завидев потрескавшуюся штукатурку и худую крышу, стоит тут же вычеркивать учреждение из своего списка. Это не только свидетельствует о плохом финансировании или неправильном распределении средств, но и об отношении к безопасности воспитанников. Современные окна, просторные комнаты, удобные лестницы с дополнительными поручнями, свежий ремонт – обязательные признаки хорошего сада.

5. Новая мебель, качественные игрушки и дидактический материал

Учреждение, в котором заботятся о здоровье и комфорте малышей, оборудовано современной сантехникой, безопасными шкафчиками, удобными кроватками, подходящими по возрасту и росту столами и стульчиками. Разнообразие конструкторов, кубиков, головоломок, книг и реквизита для ролевых игр говорит о том, что каждый ребенок сможет найти занятие по вкусу.

6. Комфортный микроклимат в помещениях

Качество воздуха в образовательных учреждениях должно соответствовать СанПиН, в которых указаны уровень влажности, температура для спальных и игровых комнат, физкультурных залов. Учитывая холодные зимы и жаркие летние месяцы, комфортное пребывание невозможно без современных систем вентиляции и кондиционирования.

7. Заполняемость групп

Большое скопление детишек – это риск конфликтов, травм, быстрого распространения вирусных и инфекционных заболеваний. Максимальное количество человек в группе до трех лет не должно превышать 15 человек. Но в случаях, когда ребят слишком мало, им становится скучно и неинтересно.

8. Вкусное и сбалансированное питание

Привыкшая к домашним разносолам детка не сразу адаптируется к общепиту, но в расчете калорийности продуктов, соблюдении режима питания, сбалансированном рационе есть свои плюсы. Хорошая кухня предусматривает приготовление блюд из свежих продуктов, разнообразное меню, наличие диетического стола. Наиглавнейшим фактором всегда остается неукоснительное выполнение санитарно-гигиенических норм.

9. Положительные оценки родителей

Посетив детский сад, лучшие отзывы можно услышать от мам, бабушек и пап, которые не первый день пользуются его услугами. В непринужденной беседе несложно выяснить то, что скрывается за привлекательным фасадом, уточнить тонкости и нюансы, касающиеся питания, отношения к малышам, гигиены, безопасности.

10. Начальство – всему голова

Управление ДОУ – это ответственность за коллектив и многочисленных воспитанников. Ни один корабль не поплывет в правильном направлении, преодолевая самые сложные препятствия, без надежного капитана. Встреча с руководителем сада позволит определить, что ждет пассажиров – плавание на ветхом суденышке или путешествие на круизном лайнере? Пытливые родители сразу отличат уставшую равнодушную женщину от опытного педагога, преданного профессии, смогут разглядеть харизматичного новатора в молодом специалисте.

11. Профессиональная команда

Недостаток квалифицированных кадров всегда сказывается на работе любого предприятия. Хороший детский сад укомплектован полным штатом сотрудников:

  • методистом;
  • медиком;
  • воспитателями и их помощниками;
  • завхозом и уборщиками;
  • музыкальным руководителем;
  • инструкторами по физкультуре и плаванию;
  • психологом;
  • логопедом;
  • специалистами по театральному мастерству и изобразительному искусству
12. Опрятность и гигиена

Кадровая политика имеет огромное значение и зависит от руководства. Политкорректность и толерантность – замечательные вещи. Но если на территории садика вы встретили сотрудников, которые плохо понимают русский язык, не стесняйтесь выяснить, есть ли у них регистрация, разрешение на работу и санитарная книжка? Неопрятная одежда, грязные волосы или ногти вызывают сомнения и страхи, что ребенок испытает дискомфорт при общении. Про хороший детский сад расскажет не только чистота в помещениях, но и ухоженный внешний вид персонала.

13. Эффективность занятий

Бытует мнение, что лучшие занятия в детском саду, проводятся там, где на выставках стоят красивые поделки. Но слишком ровные линии на рисунках и идеально слепленные букашки из пластилина выглядят настораживающе. Детское творчество не отличается аккуратностью, но отражает индивидуальность. Постоянное обновление экспозиций, использование различных материалов и методик – свидетельство регулярности и эффективности образовательного процесса.

14. Личные качества воспитателя

Нередко опытные мамы советуют закрыть глаза на минимальные недостатки заведения и искать «своего» воспитателя, ведь это человек, с которым обожаемый малыш будет находиться минимум четверть суток. Идеальный педагог – человек, бесконечно преданный профессии, который вникает в проблемы каждого подопечного, проводит увлекательные занятия, умеет быстро и безболезненно решать конфликтные ситуации.

15. Дополнительные занятия

Кружки и секции, работающие на территории учреждения, отличаются низкой стоимостью, проходят в знакомой обстановке, согласованы с режимом дня. Не выходя из здания, дети могут изучать языки, осваивать музыкальные инструменты, заниматься ритмикой и борьбой.

16. Активный родительский комитет

Инициативная группа деятельных родителей способна решить множество задач: от контроля над качеством питания и оказанием медицинской помощи до организации экскурсий, праздников с участием аниматоров, создания сообществ в социальных сетях для неформальных бесед.

ЛУЧШИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ РОССИИ

Чтобы повысить уровень дошкольного воспитания в России постоянно проводятся конференции, на которых выявляются проблемы, обсуждаются пути их решения, отмечаются заслуги учреждений и специалистов. По результатам 2017 г. был составлен рейтинг лучших детских садов. В процессе подведения итогов оценивались степень подготовки кадров, психолого-педагогические условия, набор дополнительных услуг. В мониторинге принимали участие 8 970 организаций, самые высокие показатели зафиксированы, увы не в Москве, а в Санкт-Петербурге, на Ставрополье и в Красноярском крае.

На конкурсной основе был определен лучший детский сад года. Победителем назван д/с «Радуга» из поселка Пролетарский Московской области. Это место малыши называют вторым домом, потому что в нем тепло, уютно, интересно и весело. На второй ступеньке пьедестала оказался садик № 267 из Ворошиловского района Ростова-на Дону. Воспитанники учреждения регулярно принимают участие в городских мероприятиях, выставках и олимпиадах. Бронзу завоевало Волгоградское МДОУ № 17, педагоги которого не раз получали награды за победы во Всероссийских конкурсах.

Поздравляем, если ваш ребенок посещает один из этих детских садов! Но звания, призы и премии раздают высокие комиссии со стороны. О реальной ситуации знают только родители. Они ежедневно общаются с персоналом, видят, с каким настроением сын или дочь отправляется в коллектив, оценивают эффективность образовательного процесса и усилия, направленные на оздоровление.

А что, возвращаясь домой, рассказывает ваш ребенок?
Вы полностью довольны набором услуг, питанием и материальной базой?
Считаете ли, что нужно непременно выбирать самый лучший детский сад?
Где малыши чувствуют себя комфортней: в многоликой веселой группе ДОУ или в уютной
маленькой компании под опекой частного воспитателя?
Или все-таки ничего нет лучше персональной няни?
Вы уже решили, в какой детский сад отдать ребенка?

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: ). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.


В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель “садиковского” ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.


В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом – для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.


Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина – превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить – среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя – это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.



Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери – так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» – Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший – необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант – полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Помните – принимая решение, стоит или нет отдавать ребенка в детский сад, важно не только брать во внимание собственные желания и потребности. Хорошо бы еще задуматься о готовности самого ребенка, а также его личностных качествах, которые могут не вписываться в общую программу и возможности детского учреждения.

Советуем не медлить и начать решать этот вопрос заранее. В последние годы власть страны открывает новые воспитательные учреждения, одновременно изменился порядок записи детей в них. Умные родители ищут возможные варианты, чтобы чадо могло попасть в детский сад без очереди. В решении данного вопроса поможет информация, предоставленная ниже.

Как определить ребенка в детский сад

Каждый гражданин имеет право определить своего ребенка в детское дошкольное учреждение. Существует определенная система. Чтобы получить направление в садик, необходимо стать в специальную электронную очередь. Сделать это следует после того, как малыш появился на свет и его рождение подтверждает регистрация в органах ЗАГС. Долгая процедура вызвана повышением рождаемости, закрытием ряда ведомственных детских садов, нехваткой в дошкольных учреждениях мест и необходимостью многим мамам раньше положенного срока выходить на работу.

В большинстве регионов есть возможность стать в список одновременно в несколько садиков, иногда число вариантов может быть лимитировано или сокращено до одного. Распределение происходит автоматически при помощи специальных программ, родители смогут выбрать предпочтительный вариант, если малыш проходит сразу в несколько садов. Больше шансов у тех, кто стал в список позже обычного и предшкольный возраст ребенка, к примеру, 4 года. Многие уже посещают дошкольные учреждения, не занимают места в очереди, или работа чьих-то родителей не позволяет вовремя забирать детей, кто-то отказался от садика по другой причине и производится добор в группы.

Есть определенная категория граждан, которые имеют право отдать ребенка в детский сад без очереди. Каждый регион самостоятельно устанавливает категорию лиц, которой можно дать статус «льготник». Если один или оба родителя обладают таким статусом, малыш должен попасть в муниципальный детский сад без очереди, но в порядке очереди среди детей льготников, претендующих на место в учреждении, в компетенции которого находится образование до школы. При оформлении важно не только указать, какая у Вас льгота, но и в срок, не превышающий 2 недели, засвидетельствовать ее наличие. Для этого следует предоставить в садик соответствующие документы.

Льготы для многодетных семей

Родителям, чьи дети имеют право попасть в любой детский сад без очереди, следует обратиться с письменной просьбой в отдел дошкольного образования (его курирует районная администрация), иметь подтвержденные документами льготы и необходимые справки.

Если семья принадлежит к категории многодетных, дети в соответствии с законом должны попасть в детский сад без очереди. Необходимо документальное подтверждение многодетного статуса. Среди иных прав таких семей выделяется также право на оплату за пребывание в дошкольном учреждении на льготных условиях (70% скидка). Скидка должна распространяться на такие дополнительные услуги, как кружки, которые порой навязывают родителям, однако о наличии скидки им не сообщается.

Для матерей-одиночек

Ребенок женщины, относящейся к категории матерей-одиночек, имеет право место в детском саду Но есть нюанс при определении малыша в дошкольное детское учреждение. Ситуация такова: в стране увеличилось количество одиноких матерей, их дети вынуждены «делить» свое право попасть в детский сад без очереди. Эта причина стала основополагающей для введения в обиход так называемой льготной очереди. Закон определил, что при оплате за посещение садика одиноким матерям полагается 50%-ная скидка.

Какие еще есть законные варианты

Помимо вышеперечисленных вариантов, дающих право попасть в сад без очереди, существует еще ряд законных способов быть в списке «счастливчиков»:

  • Ребенок–инвалид или родители которого таковыми являются имеет право на место в дошкольном учреждении вне­очереди. Законом предусмотрены требования: необходимо написать заявление и приложить документ, свидетельствующий об инвалидности малыша или родителя.
  • Сирота, проживающий с опекуном или с приемными родителями, имеет все права попасть в сад при наличии необходимых документов, подтверждающих этот факт.
  • В случае, если один родитель или оба являлись участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, получили облучение, их дети имеют право на путевку в дошкольное учреждение вне­очереди. Нужно подтверждение факта участия в устранении неисправностей на ЧАЭС.
  • Прокурор, следователь, сотрудник полиции, военнослужащий, судья, сотрудник органов контроля за наркотическими и психотропными веществами и препаратами, участник военных действий – это список должностных лиц, которые имеют право получать «пропуск» для своих детей в дошкольное заведение без очереди.

Какие документы нужно предоставить

После получения направления в садик необходимо предоставить следующие документы, о которых сообщит заведующая детским садом или воспитатель, группа которого станет группой для Вашего малыша (для более детального ознакомления посетите образовательный интернет-портал Вашего города):

  • заявление на имя заведующей;
  • паспорт одного из родителей, отсканированная копия основных страниц;
  • свидетельство о рождении, штамп о гражданстве, их копия;
  • документы, в которых следует прописать о наличии льготы на поступление (если таковые имеются).

Может потребоваться какой-либо дополнительный документ. Медсестра выписывает направление на прием к участковому педиатру, так как необходим медицинский осмотр малыша. Дата первого посещения дошкольного учреждения будет сообщена дополнительно.

Как происходит зачисление в детское дошкольное учреждение

В регионах зачисление детей в садик может происходить в разное время. С момента, когда родители получили ответ в виде сообщения на электронный адрес о направлении их малыша в конкретное дошкольное учреждение, на сбор и предоставление необходимых документов дается месяц. Если родителей не устраивает предложенный садик (не тот район, к примеру), они могут обращаться в муниципальный департамент дошкольного образования с просьбой о предоставлении иных вариантов, следует написать отказ (его должны принять и зарегистрировать) от ранее предложенного места. Это решение разумно в ситуации, если найдено место в другом детском саду.

Впервые с вопросом записи ребенка в детский сад я столкнулась спустя три недели после родов. Очень хорошо помню тот октябрьский день, когда с грудным ребенком на руках приехала в МФЦ своего района, чтобы одним махом решить все проблемы (надо сказать, мне это удалось).

А еще я помню бесконечные обсуждения очередей в те самые детские сады на родительских форумах, критерии выбора образовательных учреждений, появление нормальной электронной очереди, перевод записи детей в сад из МФЦ в ОСИПы, упразднение ОСИПов…

Сегодня, спустя почти 5 лет после первых попыток введения электронной очереди на поступление в детские дошкольные учреждения, эта система начала функционировать достаточно четко. Но у молодых родителей все равно остаются вопросы об алгоритме действий при записи ребенка в сад. Попробуем разобраться, что же может понадобиться мамам и папам будущего дошкольника.

Шаг 1 - Оформляем первые документы

Как только ваш малыш родился, вам предстоит уведомить государство о том, что у него появился новый гражданин, а у города - новый житель. Для этого стоит направиться в Многофункциональный центр (МФЦ) по месту вашего пребывания. Там вам оформят: свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации - форму №8, а также СНИЛС. Все эти документы вам будет необходимо предоставить в оригиналах при поступлении в желаемое ДОУ.

Если в вашем городе или районе еще нет МФЦ, то за документами придется сходить сразу в три учреждения: орган ЗАГС выдаст Свидетельство о рождении, территориальное отделение федеральной миграционной службы - документ о постоянной регистрации, а в отделении Пенсионного фонда можно будет получить СНИЛС. Общее время ожидания оформления этих документов - не более двух недель. Дольше всего делается СНИЛС, но его наличие вам потребуется только к моменту подачи документов.

Полный список МФЦ и предоставляемых ими услуг можно найти по данной.

Шаг 2 - Регистрируемся на портале госуслуг

Пока готовятся необходимые документы, у вас есть время зарегистрироваться на портале Или же на портале государственных услуг своего региона.

Последний вариант, как правило, более информативен, и пригодится вам не только при записи ребенка в детский сад, но и поможет решать вопросы образования вашего малыша в будущем.

Например, именно там я узнала, что в нашем районе работает кружок английского языка для детей от 2,5 лет, в который тут же смогла записать своего Федю. А еще там можно оформить путевки на отдых и оздоровление, посмотреть результаты олимпиад, узнать результаты ЕГЭ и ГИА и многое другое.

За время оформления документов также неплохо будет определиться с тем дошкольным учреждением, в которое вы в будущем хотите отдать ребенка. В этом вам помогут различные родительские порталы, где обсуждают ДОУ, сайты школ, за которыми закреплены садики (при входе в сад всегда висит информация о номере школы, а также адрес учреждения), а также обыкновенное «сарафанное радио».

Если вы планируете отдать малыша в один из садиков рядом с домом, попробуйте подгадать время прогулки к моменту, когда другие родители забирают детей домой. Большинство из них с радостью поделятся с вами впечатлениями о педагогическом составе, оснащении садика, особенностях питания и информацией о дополнительных занятиях. Также ежегодно в середине весны детские сады устраивают Дни открытых дверей, куда приглашают всех желающих.

Информацию об этих мероприятиях вы можете найти на информационных стендах при входе в ДОУ, а также на сайтах головных учреждений - школ.

Шаг 3 - Оформляем карту Сбербанка (если у вас ее нет)

Последний пункт, которым стоит озаботиться при подготовке документов - это оформление карты Сбербанка, а также получение ее реквизитов в отделении, где она была открыта. Сделать это можно незадолго до момента подачи оригиналов документов. На эту карту вам будет приходить компенсация за оплату детского сада, установленная согласно ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании".

Сумма возвращается небольшая, но чем больше детей у вас посещают детский сад, тем размер компенсации больше: 20% от размера внесенной суммы на первого ребенка, 50% от размера внесенной суммы на второго ребенка, 70% от размера внесенной суммы на третьего и каждого последующего ребенка.

Шаг 4 - Заполняем электронное заявление

После получения всех документов молодым родителям вновь нужно вернуться на портал государственных услуг своего региона, чтобы заполнить электронное заявление. Для этого необходимо зайти на сайте в соответствующий раздел (он может называться "Образование, учеба" или сразу "Запись ребенка в детский сад или школу") и, найдя интересующую вас информацию, нажать на кнопку "Получить услугу".

В ответ система откроет вам достаточно большое заявление, которое, при наличии всех документов и знаний, вы сможете достаточно быстро заполнить.​

​При заполнении заявления правильно проставляйте желаемый год поступления, а также имейте представление о номерах школ и адреса прикрепленных к ним садов.

Обратите внимание на разделы, которые предполагают не просто вписать данные, а сделать определенный выбор. Например, "Желаемый год поступления". На сегодняшний день для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания ему на момент 1 сентября предполагаемого года поступления должно быть не меньше 1 года 6 месяцев, а для группы полного дня пребывания - 2 года 8 месяцев. Исходя из этих расчетов и нужно проставлять дату. Например, если ваш ребенок родился в июле 2016 года, то 1 сентября 2018 года он сможет пойти в группу кратковременного пребывания, а с 1 сентября 2019 года - на полный день.

Также немаловажно знать номера школ и адреса прикрепленных к ним садов, куда бы вы хотели отдать ребенка, так как при выборе образовательного учреждения система вам предложит на выбор три варианта желаемого места зачисления: одно приоритетное и два дополнительных. При выборе приоритетного учреждения вы также сможете отметить наиболее желаемые вами места для зачисления, так как система распознает по адресам все закрепленные за школой филиалы и позволяет учесть пожелания родителей при выборе будущего садика.

Не забудьте при заполнении заявления отметить наличие у вас льготы, если она имеется. Это даст вам преимущество при предоставлении места в дошкольном учреждении и возможность его получения до основной очереди. С полным наименованием льгот можно будет ознакомиться в выпадающем списке при заполнении заявления.

Шаг 5 - Подаем документы

Рассмотрение электронного заявления займет некоторое время, после которого вам будет присвоен номер в очереди на зачисление. Как правило, сегодня он не имеет приоритетного значения при поступлении, гораздо важнее возраст вашего ребенка, так как при достижении им 3 лет вам обязаны предоставить место в ДОУ. В противном случае вы вполне можете рассчитывать на компенсацию.

Комплектование групп начинается в апреле-мае, и тогда же вас могут попросить приехать подать оригиналы документов. Оповещение об этом обычно приходит или по электронной почте, или с помощью смс на номер телефона, который вы оставляете при заполнении электронного заявления. Оформление документов и заполнение заявления о зачислении в среднем занимает около часа, а иногда и больше, если есть очередь. Поэтому стоит рассчитать время, которое вы можете на это потратить, чтобы никуда не спешить и спокойно все заполнить.

Не пренебрегайте ксерокопиями и не забывайте оригиналы - работники распределительной группы могут попросить вас прийти позже, если чего-то не хватает, а это ценное время, которое можно потратить на гораздо более приятные моменты, чем заполнение бумаг.

Шаг 6 - Оформляем медицинскую карту

После заполнения всех форм и предоставления документов в течение месяца вам будет необходимо оформить ребенку медицинскую карту для поступления в сад. Участковый педиатр назначит вам специалистов, которых нужно будет пройти, а медицинская сестра оформит ее, вписав выданные вам заключения, а также информацию о поставленных вашему ребенку прививках. Рассчитывайте время и не откладывайте обход врачей на потом. Как правило, на оформление карты уходит не меньше 1-2 недель.

Если у вас есть отвод от прививок по медицинским показаниям или же вы лично отказываетесь их ставить ребенку, это не может стать причиной отказа оформления карты или приема в сад. В таких случаях можно писать жалобу на главврача поликлиники и обращаться в Департамент образования вашего региона.

С готовой картой вам вновь нужно будет вернуться в распределительный центр или же самостоятельно отнести ее 1 сентября медсестре детского сада, в который вы пойдете - эту информацию уточните при подаче документов. Не забудьте также, что в первый день посещения садика с собой нужно будет взять не только красивый букет для воспитательницы, но и справку из детской поликлиники об отсутствии болезни. Она действует 5 дней с момента получения и оформляется либо участковым педиатром, либо поликлинической службой "Здоровое детство".

Острые вопросы

Детский сад по месту пребывания

На сегодняшний день существует ряд проблем при оформлении документов, которые затрудняют поступление ребенка в детский сад. Но основная из них - возможность получения места в саду не по месту постоянной регистрации, а по месту пребывания.

Тем, кто имеет постоянную регистрацию в своем населенном пункте, но при это живет не по месту регистрации, есть возможность поступления в желаемые ДОУ, но в списке желающих на поступление они будут стоять в самом конце, так как приоритет будет отдаваться льготникам и детям, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства.

А вот у детей с временной регистрацией шансы попасть в ДОУ в другом регионе практически равны нулю. Например, за последние 4 года ни один ребенок с подобной проблемой не получил места ни в одном московском детском саду. У родителей таких малышей, к сожалению, выходов немного - или идти в частный детский сад, или нанимать няню, так как пока данная ситуация решается не в их пользу.

Дети, родившиеся в конце осени - начале весны

Очень часто родителям таких малышей отказывают в поступлении в сад с 1 сентября, так как дети не достигают необходимого возраста. С ГКП, к сожалению, этот вопрос решается немного проблемно, а вот на полный день в этом случае могут предложить пойти с середины года. Прояснить этот момент можно в желаемом для поступления ДОУ.

Желаю вам легкого пути по достижению целей, а вашим малышам - здоровья! Пусть детский сад будет им только в радость!